После войны в СССР достаточно широко шли так называемые "трофейные фильмы". К трофеям они, собственно, имели мало отношения ибо по бОльшей части были производства Англии и США. Но три фильма показывали на вполне законных основаниях. Это "Книга джунглей", "Леди Гамильтон" и "Багдадский вор". Их в знак признательности подарил советскому народу продюсер Александр Корда.
"Багдадский вор" был снят по последнему слову тогдашней техники, в частности, использовался хромакей (наложение нескольких изображений). В 1940-х это было круто, сейчас спецэффекты безнадежно устарели.
Но, что удивительно, сказка неплохо смотрится и в наше время. Почему? А вот тут вступает в действие человеческий фактор. Этот фильм снимали с душой, актеры выложились по полной. Хотя, казалось бы, нынче европеизированный винегрет по мотивам арабских сказок должен был смотреться ужасно. Ведь никакой аутентичности и все "по мотивам".
Багдадский султан Ахмад с внешностью юного Эррола Флинна инкогнито отправляется в город, чтобы узнать, что думает о нем его народ. Спойлер: ничего хорошего не думает. Но пока он занимается сбором информации, злой визирь Джаффар занимает трон.
Он приказывает схватить Ахмада и казнить. Но в тюрьме молодой правитель встречает мелкого воришку Абу. Вдвоем они бегут из камеры, крадут лодку и добираются до Басры. И все было бы хорошо, не захоти Ахмад посмотреть на принцессу. Прекрасную, как вы понимаете. В сказках на одну обычную принцессу приходится 100 прекрасных.
Но злой визирь (который оказался еще и колдуном) находит их и в Басре. Он превращает Абу в собаку (кстати, весьма симпатичный песик получился), а Ахмада лишает зрения. Обрести его юноша сможет только, если принцесса, которая успела влюбиться в бывшего султана, окажется в объятьях Джаффара.
Ну, что сказать... В Европе и Америке в ту пору главные роли играли европеоиды. Даже если персонажи были китайцы, японцы или сиамцы. Поэтому Джаффара играет Конрад Фейдт, немец. Образ принцессы, причесанной и накрашенной по последней моде начала 1940-х воплотила Джун Дюпре, англичанка с, как я понимаю, французскими корнями. Кстати, еще ее можно увидеть в фильме "И не осталось никого", вольном переложении "10 негритят" Агаты Кристи. Ну а в роли Ахмада снялся Джон Джастин (настоящая фамилия де Ледесма, он сын аргентинского ранчеро) и на араба он не смахивает ни в какой ипостаси, ни нищего, ни султана. Вообще никак. Совсем. Если Конрад Фейдт со своей демонической харизмой еще вписывается в мир арабских сказок, то двое молодых героев - нет.
Возможно, у любого другого продюсера этот фильм превратился бы в подлинный кошмар. Но Корда был опытным кино-волком. На главную (совсем главную) роль он взял Сабу, юношу-индийца невероятного обаяния.
Его же в образе собаки сыграл песик, чьей клички я не нашла, но чей актерский талант был явно выше, чем у половины людей, снявшихся в фильме. Кстати, что интересно, он еще и похож на Абу-человека.
В статисты набрали выходцев из Индии или арабских стран. Я лично голосую за Индию.
Роль хитрого и жестокого джинна исполнил Рекс Ингрэм, чернокожий актер.
Добавьте к этому интересный сюжет, волшебную музыку (песенку "I want to be a sailor, Sailing out to sea" помнят до сих пор), великолепные декорации (снимали в Англии и США)...
И получите фильм, который не только стал хитом проката, но и был разобран буквально на цитаты. Многорукую танцующую статую в фильме "Золотое путешествие Синдбада" помните? Вот вам возможный прототип.
Зловещие восточные храмы в фильмах про Индиану Джонса все видели? А вот что было снято на 40 лет раньше.
Даже в советском фильме "Волшебная лампа Аладдина" можно встретить цитаты из "Багдадского вора". Например, таковой является сцена, в которой стража разгоняет всех с площади, когда появляется принцесса Будур, и горожане бегут, бросая все, или падают ниц.
То есть, фильм оказал сильное влияние на дальнейшее развитие кинематографа. И если закрыть глаза на спецэффекты, вы с удовольствием посмотрите его и сегодня.
Картинки с сайтов https://www.imdb.com/ и https://www.awm.gov.au/collection/C359397.
P.S. Во время второй мировой Сабу был стрелком на бомбардировщике ( с 1944, когда ему дали американское гражданство), а Джон Джастин испытывал самолеты и был инструктором (летать он умел с 12 лет).