Не трудно догадаться, что перед тем, как обрести свой нынешний вид, иероглифы проделали большой путь видоизменений. В данной статье предлагается посмотреть, как выглядел иероглиф 楽 (музыка, веселый, радостный) в разных видах письменности.
Сначала вспомним, как выглядит иероглиф сейчас (и немного ранее, до упрощения в ХХ веке).
Теперь можем посмотреть, с чего всё начиналось. Первые иероглифы записывали на черепашьих панцирях и костях, на которых гадали. Кость или черепаший щиток прожигали раскаленным острием, рядом с трещиной делалась надпись (вопрос и ответ). Гадатель задавал вопрос, делал углубление на кости и прижигал ее. Ван (верховный правитель) читал ответ божества и определял результат гадания. Писец наносил надписи. Гадали о погоде, об охоте, о нападении вражеских племен и прочем, беспокоившем правителя.
Потом начали изготавливать бронзовые изделия и писать на них. Сначала писали внутри сосудов (обращение к предкам), потом и снаружи (в качестве декора). Позднее на бронзе стали фиксировать изменения в государственном аппарате и на политическом уровне.
Со временем возросла потребность в общем служебном письме, не зависящем от диалектов. Появились печати, вывески (дворцов, лавок), надписи на барабанах, документы.
А вскоре возникла потребность в более скором методе письма для ведения увеличившейся деловой документации. Документы и религиозные манускрипты записывали на бамбуковых дощечках и бумаге кистью и тушью.
Считается, что изначально иероглиф 楽 изображал музыкальный инструмент. Кто-то видит в изображениях прошлого веселящегося человека, другие — подсвечник или погремушку. А что 楽 «из прошлого» напоминает вам?
Источники: Стрижак У.П. Основы теории и практики японской иероглифики; Крюков М.В. Язык иньских надписей
Изображения: https://kanji.jitenon.jp/; https://hanziyuan.net/
#япония #этимология #иероглифы #археология #история