В Институте истории вышла в свет новая книга доктора исторических наук, главного редактора журнала «Гасырлар авазы=Эхо веков» Ильдуса Загидуллина «Татары Волго-Уральского региона в материалах правительственной статистики (вторая половина XVI начало ХХ в.)». Это результат многолетнего кропотливого изучения историком разных документов, касающихся статистического учета населения страны. В монографии рассматриваются вопросы эволюции методики и принципов организации и проведения государственного статистического учета населения во второй половине XVI – начале ХХ в. в Волго-Уральском регионе. Также реконструируется демографическое и социальное развитие татар по материалам писцовых и переписных книг, ревизских сказок, первичным и опубликованным агрегированным данным Первой всеобщей переписи населения 1897 г. и по сведениям комплексного обследования российских городов 1910 г.
Книга адресована всем тем, кто интересуется исторической демографией татар в позднее Средневековье и Новое время.
Вниманию читателей представляем небольшой отрывок из данной книги:
Глава II. Татары в документах учета населения XVI – середины XIX в.
2.1. Районы расселения и направления миграций
Во второй половине XVII в. началось формирование этноса волго-уральских татар – этнического ядра будущей татарской нации. В консолидационный процесс были втянуты различные территориальные анклавы и сословные страты татар казанских, астраханских, касимовских, мещерских и также этнически близких к ним групп населения северо-западного Приуралья. В Приуралье такое взаимодействие среди пестрого по сословному составу тюркского населения резко активизировалось в XVIII в. под объединяющим конфессиональным – исламским – фактором. [...]
Расселение татар в XVI–XVII веках
В Среднем Поволжье сильное влияние на численность и размещение татар оказали военно-политические события середины XVI в.
В ходе защиты Казани и движения сопротивления новым властям в 1552–1557 гг. численность местного населения уменьшилась. С целью обеспечения безопасности татары были выселены из городов-крепостей, от берегов крупных рек – главных, стратегических путей сообщения того времени на 10–30 км, и от Казани – в радиусе около 40 км. [...].
Татарские земледельцы и другие этнические группы сельского населения осваивали незаселенные и малонаселенные районы Среднего Поволжья. [...] Нередко на запустевших землях оседали переселенцы из центральных районов России.
По данным писцовой книги Дм. Киккина 1565–1568 гг., во владение русских помещиков и вотчинников перешли земли более 206 сел и 60 пустошей, ранее обрабатывавшихся татарами. С заселением русских служилых людей целые татарские деревни переселялись в другие местности за пределы помещичьих земель. [...]
После завоевания Иваном Грозным в 1557 г. Астраханского ханства основное население государства, за исключением небольшой группы местных жителей (юртовские татары), навсегда покинуло места расселения и проживания.
Решающее поражение сибирского хана Кучума от московских войск произошло в 1598 г. Уже к 20-м гг. XVII в. русскими была колонизована и заселена основная территория бывшего Сибирского ханства, а в последующие годы – Барабинские степи и Приобье. Завоевание Сибири и последующая колонизация края спровоцировали изменения в территориальном расселении местных групп татар: они мигрировали с обжитых мест, расширялся ареал их заселения (они уходили в Приуралье и низовья Туры, осваивали территории по рекам Иртыш, Демьянка, Конда, Обь и другие местности).
В Западной Сибири царские власти подразделяли татарское население на несколько сословий. Большинство «черных людей» стало ясачным. Небольшая часть татар приписывалась к «государевой десятинной пашне». Существовала также малочисленная группа «захребетных» людей, которые трудились в хозяйствах служилых татар. По мере расселения русских и бухарцев среди татарских селений создавались отдельные ясачные татарские, русские и бухарские волости, которые управлялись старшинами, избранными жителями. В XVII в. сформировалась корпорация служилых татар.
Касимовское царство
На территории Великого княжества Московского – в западной части Мещеры – было образовано Касимовское царство (1445 –1681). Восточная часть Мещеры (Цненско-Мокшанский регион) входила в состав Золотой Орды, после ее распада – вплоть до 1481 г., в Большую Орду. Здесь основу татарского населения в XVI в. составляли служилые «мордовские» князья, мурзы и рядовые татары, подразделявшиеся на отдельные локальные группы: кадомские, темниковские, цненские, арзамасские и алатырские.
Служилые татары этого района широко использовались властями при застройке и освоении засечных черт и, как правило, в рамках выполнения повинности происходило их расселение на новые местности. Так, в 1578 г. была основана засечная черта, которая шла от Тетюш до г. Алатыря и по р. Алатырь до Темникова и Кадома. Тогда же эту линию довели до Арзамаса. В Арзамасские места были переселены служилые татары из Кадома.
Возведенная в 1648–1654 гг. Корсунская сторожевая линия тянулась от Волги через Корсунь до Саранска. Татарское население от р. Оки до Средней Волги оказалось внутри засечной черты. Татары из Курмыша были направлены в Корсунь и другие города и крепости возле укрепленной линии. Сюда татары были переселены из Касимова, Кадома и Темникова. В начале строительства Корсунской линии в 1648 г. был основан г. Синбирск, в строительстве которого участвовали служилые татары Казанского и Свияжского уездов. В 1665–1667 гг. в Синбирском уезде насчитывалось уже около 30 татарских деревень. Компактно татары–мишари расселились в Кулаткинском районе Хвалынского уезда будущей Саратовской губернии (ныне Ульяновская область).
В 1683–1688 гг. в связи со строительством Сызранско-Кузнецко-Пензенской засечной черты, которая соединилась с Саранской линией около Инсара и продолжалась до Керенска, на земли вдоль засечной черты были переселены татары из Касимова, Кадома, Темникова.
Несколько ранее, в 1652–1656 гг., была построена Закамская черта с берегов Волги (Синбирск) до Мензелинска и устья реки Белая. Эта линия должна была обеспечить охрану территории Поволжья от набегов кочевников и держать местных крестьян в повиновении властям, задерживать их бегство на восток и юг. Активное освоение татарами Западного Закамья началось после построения Закамской засечной черты, в которой основную роль сыграли служилые татары (мишаре) из правобережья р. Волги, а также ясачные татары Свияжского уезда.
Сразу после падения Казани обозначилась миграция жителей бывшего татарского государства в Приуралье, население северной части которого до 1552 г. признавало себя подданными ханства. Казанская воеводская администрация раздавала казенные земли в Приуралье всем желающим, при условии выплаты оброка. Миграция из Среднего Поволжья в северные и западные районы Южного Приуралья приобрела в XVII в. массовый характер.
Правительство было заинтересовано в увеличении количества зависимого податного населения в Закамье (западная часть Уфимского уезда) и поощряло уход нетягловых земледельцев на незанятые территории. Для переселенцев размер оброка устанавливался вне зависимости от количества оброчных земель, в то время как величина ясака в Среднем Поволжье находилась в прямой зависимости от занимаемой площади ясачных земель. Кроме того, из-за временного характера владения оброчными угодьями, крестьяне-оброчники не привлекались к выполнению других государственных повинностей, от которых не было освобождено ясачное население. Со временем, когда населенность округа достигала определенного уровня, оброчные владения перерастали в ясачные, оброки заменялись ясаками. Поэтому оброчные угодья в Приуралье имели наибольшее распространение во второй половине XVI–XVII вв., а к концу XVII в. изжили себя, уступив место ясачной форме землевладения.
Другая часть вольных переселенцев в Приуралье (служилые татары, мещеряки, ясачные татары и бобыли) становилась припущенниками в казенных угодьях, отведенных государством в волостное владение без права продажи местным кочевым племенам, которое приняло особую форму в виде башкирского вотчинного землевладения. После ухода ногайцев из пределов Южного Урала в 1630-е гг. некоторые башкирские племена, такие роды как Юрматы, Мин, Табын и другие, переселились на новые территории и заняли бывшие ногайские кочевья. [...]