Найти тему
Живая Средняя Азия

Басмачи Средней Азии: кто они были по национальности?

В прежние времена басмачеством назвали бы партизанскую войну, которую население Туркестана вело против установления советской власти и коммунистической идеологии. Сейчас получившие независимость государства региона, наверное бы, согласились с этим термином. Только «плохими» посчитали бы большевиков, а «хорошими» – тех самых басмачей, независимо от того, что они делали.

Благодаря советскому кинематографу, люди думают, что это было некое грандиозное явление. Как будто, в сопротивлении Красной Армии участвовало все население этого края. Якобы, это было фактически повторное завоевание русскими среднеазиатского региона.

Но на деле, все было не совсем так. В своей массе, басмачество было ликвидировано в начале 1930-х годов. И лишь отдельные эпизоды вооруженного сопротивления случались до 1942-го. То есть, активная фаза движения продолжалась всего 10-15 лет. За все это время в боях пало лишь около 700 красноармейцев. Даже учитывая тактическое и материальное превосходство РККА, которое в этом месте было не таким уж и грандиозным, данная цифра довольно мала. Для полутора десятков лет, по крайней мере.

То есть, было, конечно, всеобщее недовольство. В условиях смены власти и гражданской войны многие люди из Туркестана брались за оружие, чтобы защитить право жить по своим законам. Каждый, кто защищает свой дом, немного басмач. Как бы он не называл себя сам – абрек, моджахед, самурай, партизан…

-2

Большинство жителей Средней Азии и не слышали о коммунистической идеологии. Они боролись против чужаков и иноверцев, а организовали все местные политические элиты. Но когда советская власть выяснила, в чем проблема, и устранила неизбежные перегибы, басмаческое движение быстро сошло на нет. Даже в самые сложные моменты Великой отечественной рецидивов не было, а мусульмане Туркестана отлично проявили себя на фронте.

Когда сливкам общества объяснили, что они теперь станут председателями колхозов и комиссарами, курбаши (т.е. командиры) примкнули к советской власти. Когда на мусульманское духовенство перестали слишком сильно давить, оно сказало, что соблюдать мир не так уж и плохо. Когда декханам бесплатно отдали землю, у них не осталось никаких причин для войны.

Остались лишь наиболее непримиримые ребята, причем, большинство из них кормилось от англичан. Бухарское ханство сохраняло автономию от России, царские власти без лишней необходимости предпочитали не встревать в его внутренние дела. Так даже имелось английское посольство, которое во многом стало организатором и идейным вдохновителем басмачества.

-3

Но когда началась Вторая мировая война, британцы перестали поддерживать басмачей, и их полевые командиры бежали в Афганистан. Бежал узбек-лакаец Ибрагим-бек, пожалуй, наиболее видный и влиятельный из курбаши. На пике власти этого человека, его отряд составлял 5 тысяч бойцов, и все были оснащены английским оружием. Турка Энвер-бея красноармейцы отправили на тот свет. Организованное сопротивление вскоре сошло на нет.

Что касается национального состава движения, то оно было достаточно разнообразным. Ислам стремится объединить людей независимо от их роду-племени, но они упорно группируются около своих вождей. А кланы и роды уже борются за место под солнцем, особенно, учитывая, что государственные образования в Средней Азии были слабыми и большую часть своего населения не контролировали.

Поэтому басмачество стало своего рода отдушиной, и в его рядах обычно царил интернационал. Помимо представителей основных местных народов, там можно было встретить армян, евреев, калмыков и даже русских. Однако же, основную силу составляло оседлое персоязычное население, которое немного позже назовут таджиками.

-4

Это были ферганцы, бухарцы и самаркандцы, которые жили в кишлаках и городах – во времена Российской империи таких людей называли сартами. Они объединялись вокруг офицеров бывшей бухарской и хивинской армии, своих собственных лидеров, которые вели их в бой. Но когда откровенных бандитов ликвидировали, а с элитой сумели договориться, не стало и басмачества. Таджики и узбеки с радостью приютили русских, которых эвакуировали к ним на родину во время войны.

#басмачи #средняя азия #гражданская война #восток #революция