Наши «государевы мужи», похоже, так и не извлекли уроков из январских событий, основополагающей причиной которых стало зашкаливающее социальное недовольство людей. В то время как глава государства уже совершенно открыто заявляет о том, что половина населения Казахстана живет на доходы, не превышающие 50 тысяч тенге в месяц, наши чиновники продолжают беззастенчиво осваивать бюджеты. И пока где-то там кто-то другой рисует контуры «нового Казахстана», они тратят государственные миллионы на создание комфортных условий для себя любимых. На сей раз мы, пожалуй, воздержимся от комментариев и представим на суд наших читателей факты и только факты.
Армия казахстанских чиновников – как в регионах, так и в центре – продолжает жить по принципу «война войной, а обед по расписанию». Именно поэтому наши «слуги народа» вовсе не собираются отказываться от сопутствующих их службе традиционных «вкусняшек». Свои измученные на ниве служения народным массам чресла они, как и раньше, намерены перемещать только в комфортабельных автомобилях бизнес-класса. Так, например, несколько управлений акимата Алматы в середине января нацелились на закупку соответствующих транспортных услуг.
В технической спецификации к лоту указано, что за эти деньги управление рассчитывает получить два комфортабельных легковых автомобиля представительского и бизнес-класса не старше 2018 года выпуска. Цвет кузова – обязательно черный, а салон – в кожаном исполнении.
Комплектация у машинок должна быть соответствующей: комфортная подвеска для плохих дорог, отопление в салоне в зимний период, подогрев передних и задних сидений, климат-контроль, кондиционер.
Чуть дороже обойдется аренда «железных коней» с аналогичными параметрами для других управлений акимата.
В этот раз организаторы закупок не заявляли каких-либо особых требований к автомобилям, но, судя по имеющейся одной-единственной характеристике, которая все-таки была указана (объем двигателя – 3,5 куб. см), мы уже можем делать выводы о классе машин.
Особенно вызывающе эти траты выглядят на фоне конфронтации акима и его команды с горожанами, которые требуют отправить всех в отставку за допущенную в Алматы трагедию. Впрочем, справедливости ради стоит отметить, что арендующее дорогостоящих «железных коней» руководство южной столицы мало чем отличается от прочих представителей власти и практически не выделяется на общем фоне.
В других регионах Казахстана сложилась аналогичная ситуация. Вот, например, акимат Павлодарской области закупает транспортные услуги сразу оптом и задорого. Сколько единиц автотранспорта и какого класса будут обслуживать региональных чиновников – тайна, покрытая мраком. Об этом в «сопроводиловках» – ни слова. Впрочем, вряд ли тут нужны какие-то слова, ибо указанная сумма говорит сама за себя.
Районные акиматы берут пример со «старших товарищей». Типичным образчиком этого может служит Западно-Казахстанская область.
Даже акиматовские «дочки» и те пытаются урвать «свое». Взять хотя бы Региональный инвестиционный центр «Онтустик», учрежденный еще в 2009 году акиматом ЮКО. Он, как свидетельствует информация, размещенная на портале государственных закупок, тоже намеревается арендовать автомобили исключительно бизнес-класса. В требуемых характеристиках авто, помимо объемов двигателя в 2,5 и 3,5 куб. см и года выпуска – не ранее 2018-го, прямо оговорено: «Сегмент автомашины не менее Е-класса, бизнес-класс».
По старинке продолжают жить и центральные госорганы. Так, Минздрав готов потратить почти 50 миллионов тенге на аренду семи автомобилей, которые будут обслуживать только его руководство.
Впрочем, в центре, надо отдать им должное, заботятся не только о себе любимых, но и о персонале в регионах.
Не забыты казахстанскими чиновниками и новая мебель, точнее – закупка работ по ее изготовлению, посуда, дорогостоящие письменные наборы для руководителей министерств и ведомств. Ежегодно в обязательном порядке обновляются компьютеры и периферия – полно примеров, когда только одно ведомство закупает разом по 400–500 моноблоков и ноутбуков…
Словом, на систему госслужбы январские события и требования президента о сокращении расходов чиновников не возымели никакого воздействия. Быть может, таким образом они пытаются нам продемонстрировать, что в том океане смуты, куда была ввергнута наша страна, таки имеются островки стабильности? Как говорится, было бы смешно, если бы не было так грустно…