Когда вы видите, что ваш собеседник скрестил руки, то, первое, что может "дорисовывать мозг" - человек вам не доверяет.
Но, если у него спросить, что он чувствует на самом деле, может выясниться что угодно: что он устал, хочет поговорить о чем то другом, вспомнил о неприятном событии, просто замерз и т.п.
.
То есть, ваше предположение, что он вам не доверяет, не верно, вы просто приписываете ему то, что сами бы чувствовали на его месте.
.
Это называется проекция.
Если вы будете опираться на проекцию, то, скорее всего, потеряете связь с реальным собеседником. Ведь вы будете выстраивать диалог не на основе реальных фактов, а на основе вашей оценки.
Приписывать окружающему миру можно как чувства (любовь/нелюбовь, тепло/злость и т.п), так и потребности («он хочет заботы, внимания» и т.п.). Так же и весь наш личный опыт, знания и ценности, которые мы не можем разделить, да и сама разность с другими может вызывать защитную реакцию в виде оценки.
.
Если человек очень часто "помещает свое" в окружающий мир, связь с миром теряется, а контакта и встречи с реальным другим нет.
.
Конечно, безоценочное восприятие мира невозможно. Мы можем успешно функционировать в среде только посредством быстрой связи одного факта с другим («вижу кафе, там есть горячий кофе»). Но, когда человек регулярно оценивает, не оглядываясь на контекст, то он получает один и тот же опыт. «Взволнованный мужчина - слабый и на него нельзя положиться». «Плачущая женщина - беспомощна и нужно ее спасать» и т.п.
.
В гештальт-группах есть такое правило - говорить о своих чувствах через «я сообщения», а не интерпретировать другого: «Когда ты громко говоришь, я пугаюсь», вместо: «Почему ты вечно орешь?!»
.
Конечно, это не просто и требует тренировки. В терапии этот навык формируется из опоры на внутреннюю феноменологию - это личные истории человека, то, как он чувствует, думает и внутренне «устроен».