Найти тему
Дневник М и Ко

Работает ли педагогика в условиях самой обычной школы

Оглавление

- Скажите мне что-нибудь на педагогическом ...

- Включение в педагогический процесс вселенского масштаба задач связывает целевые ориентиры ученика со вселенским смыслом его деятельности.

Далее

Кто такой Шалва Александрович Амонашвили - знает каждый учитель. Может быть, конечно, просто про него слышал, но точно знает, что Амонашвили это известный еще со времен СССР педагог.

Как-то недавно мне на глаза попалась публикация (по-моему, на mel.fm), в которой приводятся цитаты, которые Шалва Александрович сказал на тему "доносов в школе". В качестве яркого примера приводится типичный диалог, когда к учителю подбегает ученик и говорит, что два его одноклассника где-то в коридоре деpутcя.

Но учитель не побежал разнимать "спорщиков", а задал ребенку вопрос:

- А что ты там делал? Принимай меры сам.

Суть этой фразы сведена к педагогической морали - не нужно быть доносчиком.

Именно так должен поступать настоящий педагог.

Точно также сам педагог не должен быть доносчиком. Сохранил цитату для точности:

-2

И вот, значит

Я это поддерживаю. Всё правильно сказал Шалва Александрович. Нужно препятствовать появлению "доносов", но не путать их с жалобой (хотя тут грань очень размытая).

А теперь представим

Закончил учитель пединститут, пошел работать в школу. Он - молодец, он в институте был отличник, он знает педагогику как 18 кошачьих пальцев.

И вдруг с ним случилось то же самое, что до этого он изучал в институте.

Прибегает запыхавшийся ученик и кричит:

- Юстас Палыч, там Борька с Митькой дpaку затеяли. Сейчас батарею оторвут!

Но Юстас Палыч вспомнил кое-что, а потому ответил ученику:

- А зачем ты мне на них доносишь? Ты что сделал, чтобы они батарею не оторвали? Как мы теперь выясним, кто из них был прав?

Бряк, бум, бом. Это что-то полетело в стекло.

А успей учитель на 10 секунд раньше ...

Или другая ситуация, но уже со мной

Я самый обычный родитель двух самых обычных школьников. И у меня есть очень даже нормальное желание знать, как обстоят дела у моих детей в школе. И первым источником правдивой информации может как раз стать, к примеру, условный Юстас Палыч.

Как обычно проходит разговор с подростком?

- Как дела в школе?

- Нормально.

- Чем занимаетесь на переменах?

- Сидим.

- Какие оценки сегодня получил?

- Никаких.

- А почему?

- Не спрашивали.

Это маленький ребенок может всё выложить, что происходило с ним в классе, что сказал Димка, что принес Мишка, как назвал учительницу Бориска, кто живет в сумке у Вальки.

- Юстас Палыч, как там мой? Не шалит, не грубит, достойно себя ведет?

- Знаете, а я вам ничего не скажу. Ребенок будет видеть во мне доносчика. Я попробую сам разобраться с его проблемами и кризисом в отношениях с одноклассниками.

- Каким еще кризисом? Какими еще проблемами?

- Я ничего вам не скажу.

Не хотел бы я в такой ситуации быть. И мало какой родитель хотел бы. Никто же не собирался ребенку заявлять:

- А ты знаешь, что про тебя рассказал Юстас Палыч?

- Нет. А чего?

- Сначала неси ремень ...

Родитель сам решит, как "незаметно для ребенка" исправить ситуацию. Но для этого он должен быть в курсе дел, чтобы потом не пришлось разгребать большую кучу неприятностей.

Но в то же время, конечно, не должно быть "переборов". А они, к сожалению, случаются.

- А ваш ребенок сегодня громко ржал на уроке и забыл тетрадь. Примите меры! Срочно!

- Хорошо, примем.

Но в то же время другой ребенок вытворил такое, про что нельзя писать. Но его родителям никто не сообщил.

А почему? Учитель знает, что этот родитель просто пошлет весь педагогический коллектив на причинное место матерным способом.

- Перетерплю. Не хочу нервы и настроение себе портить.

Те же родители, которые реагируют адекватно (или хотя бы не вслух), периодически будут получать порции мелких "доносов".

Было такое у вас?

***

Короче, вся эта педагогика палка о двух концах. Как говорил один и.о. царя:

- Танцуют все!

Здесь то же самое - одновременно правы и не правы абсолютно все.

Но я точно знаю, что:

И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг.