Найти тему
Катехизис и Катарсис

Почему в сражениях вплоть до XX века было выгоднее ранить солдат врага, а не убивать их?

Я совершенно не знаток сколь-нибудь современной войны (ну, начиная с ХХ века). Вполне допускаю, что в этом аспекте многое изменилось. Всё же тут у нас уже появляется настоящая система госпиталей (и полевых, и расположенных в тылу), эффективный транспорт для перевозки раненых (сначала железная дорога, а уж теперь и воздухом можно). А уж насколько шагнула вперёд сама медицина — это вообще! Возможностей поставить людей на ноги куда больше.

Однако так сложилось, что массовые антибиотики — середина ХХ века, операции под наркозом и гипсовые повязки — всего на век раньше, а уж про транспорт вы сами понимаете. Так что не буду рассуждать, как всё обстоит теперь, однако в Позднем Средневековье и Ренессансе, которыми я занимаюсь, раненые с точки зрения полководцев даже чем-то хуже убитых, если отбросить сантименты.

Во-первых, огромный процент потерь раненых — такие же безвозвратные, как убитыми, потому что в строй эти люди уже не встанут. Без антибиотиков и даже при слабом представлении об антисептике (прорыв тут только после Луи Пастера, то есть 1860-х) колоссальное число тех, кто бой-то пережил, всё равно помрёт от инфекций. Сюда и огромные сложности с хирургией без наркоза. Плюс, как я отметил вчера — огнестрельное оружие резко повысило количество ампутаций, а далеко не каждый может быть полезен без руки и ноги, как Хулиан Ромеро или Блас де Лесо.

Даже если человек всё-таки выкарабкается, это займёт много времени. И да, тут правда есть большая разница между, условно, стрелой в ноге и перебитым пулей бедром. То, что огнестрельное оружие начало давать большее, чем прежде, число тяжёлых раненых с перспективой инвалидности даже в лучшем случае, стало очень серьёзным фактором.

Во-вторых, при этом бесполезный в бою раненый продолжает есть и пить, то есть потребляет ресурсы армии — а с ними без системы тылового обеспечения (о чём до XIX века тоже говорить бессмысленно) всё плохо у всех и всегда. Перемещать самих раненых опять же очень сложно — они страшно отягощают обоз.

В-третьих, психологический аспект — опять же, сейчас раненых хотя бы с самой передовой куда-то уберут. А тут... Боевой дух от желания отомстить за убитых товарищей иной раз поднимался не только у каких-нибудь рыцарей или спаянных профессиональных сообществ типа ландскнехтов/швиссов — вспомните цикл про Альпухарское восстание, где я описывал такой эффект у самого обычного ополчения. Однако вот товарищ, в этом же лагере мучительно умирающий от перитонита или гангрены, боевому духу имеет тенденцию скорее сильно вредить. Ваши люди, может, и готовы умереть на войне, но им хотя бы хочется сделать это красиво.

Так что раненые оказываются совершенно бесполезными, зачастую даже и в перспективе, но зато при этом наносят армии большой вред. А бросить их, ясное дело, нельзя — это убитых закопал, помянул да забыл. Если хотя бы не стараться как-то позаботиться о пострадавших бойцах, то не стоит потом удивляться массе дезертиров и просто нежеланию солдат сколь-нибудь активно участвовать в бою.

Очень важно понимать при рассмотрении любых боевых действий, что сам по себе бой — это только их часть, причём малая. Адекватный полководец думать должен о военной кампании в целом, а огромное количество этих кампаний (в чём вы можете убедиться, почитав паблик) пошло по женскому половому органу именно из-за обилия раненых. Которые тормозили движение армии, лишали её ресурсов и деморализовывали, заставляли менять планы (например, биться за не такие уж нужные укрепления, способные стать лазаретами) или вовсе отступать.

Есть, конечно, огромное количество причин, по которым победы в битвах не ведут к победам в самих войнах или хотя бы кампаниях. Но обсуждаемая — одна из наиболее острых.

В очередной раз возвращаемся к очевидной вроде бы мысли о том, что жизнь устроена гораздо сложнее видеоигр (особенно если это не лютые варгеймы для гиков). И военное искусство — вот вообще не только про сами действия на поле боя. Тем более — во времена, когда возможности управления боем ещё крайне ограничены (раций нет, даже подзорные трубы только появляются), а армии ещё не имеют регулярной структуры и отношения внутри них куда сложнее, чем "этому человеку надо подчиняться потому, что так положено".

Всё это очень далеко от "обвести юниты рамкой, перейти к следующей миссии".

Автор - Андрей Миллер. Подписывайтесь на Grand Orient и читайте больше его статей!