Найти в Дзене

В ПРОЕКТЫ С ГОЛОВОЙ: SPAR НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ

УМНЫЕ РЕШЕНИЯ В РИТЕЙЛЕ — ПОГОВОРИЛИ С РОМАНОМ ЯНШИНЫМ, ДИРЕКТОРОМ ПО МАРКЕТИНГУ СЕТИ СУПЕРМАРКЕТОВ «SPAR — ДАЛЬНИЙ ВОСТОК».

Роман Яншин
Роман Яншин

— Расскажите о SPAR

— Бренд SPAR родом из Голландии. В 30-е годы прошлого столетия в Европе стали развиваться крупные розничные сети и мелкие бакалейщики. Лавочники Голландии решили объединяться, чтобы противостоять им. Получилась добровольная сеть, что-то вроде закупочного союза. Интересно, что первое название DESPAR, по сути, аббревиатура девиза «Все выигрывают от сотрудничества». Это потом название сократилось до лаконичного и привычного SPAR. С самого начала SPAR — добровольная сеть розничных ритейлеров, которых объединяет бренд и общая концепция магазинов. Этот принцип сохранился и сегодня.

Сегодня SPAR — одна из крупнейших розничных сетей мира: более 13 000 магазинов в 48 странах, 370 000 сотрудников

В каждой стране есть один держатель лицензии SPAR, который осуществляет операционное управление сетью в стране. Только для России и Китая, как для больших по территории стран, сделано исключение — лицензия выдаётся на отдельные регионы, провинции. Для получения лицензии нужно пройти строгий отбор. Мы его прошли и получили лицензии на Хабаровский и Приморский края.

— То есть, SPAR адаптирует модель к конкретной локации?

— Да. В зависимости от аудитории, доходов и среднего чека, определяем и фиксируем в ассортименте доли необходимых ценовых сегментов. Настройка ведётся даже под конкретные места в пределах одного города. При наполнении товарной матрицы допускается ввод до 20% ассортимента, уникального для заданной локации.

Например, сейчас мы готовим открытие магазина SPAR в Комсомольске-на-Амуре близ гостиницы «Восход» и университета КнАГТУ. Поэтому в нон-фуд группах есть дорожные наборы с нитками, губки для обуви и чистки одежды. Добавим канцелярии, расширим ассортимент лапши быстрого приготовления, но сократим ширину и глубину ассортимента шампуней — ни студентам, ни командировочным они не нужны. SPAR строится от покупателей.

— Лето-2020 — непростое время для старта

— Были опасения, безусловно. Но мы смотрели на опыт партнёров SPAR в России, а они успешны.

Мы не магазины для богатых, закупаться у нас выгодно. Но мы и не дискаунтер. У нас комфортная атмосфера. SPAR — классический супермаркет, выгодный жителям в каждой локации, где он открывается.

Это сочетание нравится людям. Сейчас у нас есть магазины в Хабаровске, Находке, Комсомольске-на-Амуре, Арсеньеве и ещё три планируются к открытию. Это всего за полтора года.

— Это очень быстрый рост

— Да, у нас очень динамичная команда, ещё не обросшая бюрократией, свойственной крупным ритейлерам. Мы сами часть большой сети, большой семьи SPAR, но, как локальный партнёр, мы ещё молоды и быстры. И, конечно, помогает поддержка, патронаж голландского офиса и доступ к лучшим мировым практикам ритейла.

Самый первый магазин в Хабаровске нам разрабатывали проектировщики и дизайнеры интерьеров из лондонского бюро SPAR.

К открытию нас готовили год, разбирали концепцию досконально, отправляли перенимать опыт к другим партнёрам SPAR в России: в Калининград, Нижний Новгород, Москву, Челябинск. Представители SPAR приезжают не реже 4-х раз в год, собирают обратную связь, отсматривают магазины, предлагают улучшения, обеспечивают тот самый обмен лучшими практиками.

Например, в Омске умеют делать пирожки. Серьёзно, так накрывают витрины, что мимо не пройдешь.

Представители напрямую соединяют наших руководителей собственного производства и поваров с омичами — они общаются, обмениваются рецептами, вопросами по упаковке, учёту, мотивации персонала. Точно также партнёры SPAR в России обмениваются опытом по разным вопросам: подбор оборудования, удачные решения по выкладке товара или запуску товаров СТМ, данные по добросовестным подрядчикам и поставщикам...

Вся прелесть голландского опыта в том, что он системный. К ценностям SPAR можно сначала относиться с улыбкой: «Ну да, ну да — свежесть, качество, выгода, сервис. Как и у любого ритейлера». Разница в том, что на абстрактную, вроде бы, ценность навешены измеримые показатели и конкретные рекомендации.

— Например?

— Взять ценность «свежесть».

Мы обязаны встретить покупателя зоной фруктов и овощей, витринкой с красивыми ягодами. Должны продемонстрировать собственное производство, для этого часть кулинарной станции вынесена в зал, чтобы показать, как всё готовится и дать возможность попросить у повара конкретно вон тот горяченький блинчик.

Так ценность «свежесть» закладывается в самую суть магазина, в ассортимент, планировку зала, требования к операциям. Или, скажем, многие связывают комфорт посещения магазина с проведённым там временем. При проектировании SPAR задаёт так называемые «покупательские петли движения» — пройдя по короткой из них, можно быстро купить свежие товары первой необходимости, вроде фруктов, молока или хлеба; на маршруты длинной петли отправляются товары для пополнения запасов, от круп до стирального порошка.

-2

Историческая справка

1932

SPAR был основан в 1932 году в Голландии Адрианом ван Веллом как добровольная сеть бакалейщиков под названием «DESPAR». Основная цель — обеспечить сотрудничество между независимыми оптовыми компаниями и ритейлерами в ответ на появление крупных торговых сетей в Европe.

1940-е

Название DESPAR сложилось из первых букв девиза «Door Eendrachtig Samenwerken Profiteren Allen Regelmatig», что переводится как «Все выигрывают от сотрудничества». Слово SPAR на нидерландском языке означает «ель», и с самого начала изображение этого дерева было использовано в качестве символа сети. В конце 1940-х годов название DESPAR было сокращено до SPAR.

1950-е

В течение 1950-х годов SPAR быстро распространялся по Европе. В 1953 году была создана организация SPAR International, первым президентом которой стал Адриан Ван Велл, а в 1955 году в Голландии состоялся первый международный конгресс SPAR. К 1959 году семья SPAR включала оптовых и розничных торговцев из 9 стран.

1960-е

В следующие 20 лет SPAR продолжал расширяться в Европе; но самое главное, сеть пришла на новые континенты — в Африку и Азию. В этот период семья SPAR расширяется до 14 стран. В 1963 году создаётся SPAR Южная Африка, а в 1977 году — SPAR Япония.

1968 год

В 1968 году SPAR International представила новый логотип SPAR.

1980-1990-е

В период 1980-1999 сеть SPAR продолжала расти на существующих рынках, а также расширила своё присутствие ещё в 7 странах. К 1999 году SPAR работал в 21 странах.

2000-е

С 2000 года SPAR начал работу в крупных развивающихся странах (Россия, Китай, Индия), при этом продолжая расширяться в Центральной и Восточной Европе и Африке. Бизнес-модель партнёрства SPAR соответствует современному уровню развития продовольственной розницы — об этом говорят успех на существующих рынках и высокий интерес к лицензии SPAR из новых стран и территорий.

2010-е

За прошедшее десятилетие бренд SPAR успешно вошёл в страны Ближнего Востока (ОАЭ, Катар, Оман, Саудовская Аравия), а также закрепился на восточноевропейских рынках (Албания, Республика Беларусь). В 2018 году было достигнуто соглашение о запуске бренда SPAR в Республике Косово.

ПРОЕКТ: СОБСТВЕННЫЕ ТОРГОВЫЕ МАРКИ SPAR

-3

Каждый партнёр SPAR занимается разработкой собственных торговых марок, СТМ.

Скажем, SPAR Италия запустил линейку итальянской пасты — договорились с местными производителями, специально для сети делающими правильные спагетти. В Испании оливки, в Греции — оливковое масло.

Главный офис всё это консолидирует, предлагает всем магазинам SPAR в мире. Прямо сейчас идёт итальянский фестиваль, где представлены те самые спагетти, песто и так далее. Соответственно, любой партнёр SPAR имеет доступ к СТМ со всего мира. Так формируется уникальный ассортимент магазинов SPAR. Производители товаров получают уникальную возможность производить товары марки SPAR для продажи по всему миру.

-4

Для местных поставщиков это невероятная возможность. Мы как раз готовим три таких проекта — по кондитерскому направлению, кедровым орешкам и мёду. Нашли в Приморье производителей хорошего мёда, сертифицированного по жесточайшим международным стандартам для органической продукции — в том числе, в Новой Зеландии и Австралии. Сделаем локальную СТМ с перспективой выхода на Россию и в мировую сеть.

Если производитель понимает, что его продукция может быть востребована и конкурентна на глобальном рынке — он может смело прийти в SPAR с предложением.

Замечу, что в Европе есть целые пищевые производства, заточенные исключительно на СТМ. В России это лишь появляется — на западе больше, на ДВ меньше. Тем не менее, сейчас собственные марки SPAR на ДВ почти на 100% закрывает ассортимент, например, по молочной продукции. Всё это местные производители, отвечающие нашим требованиям к конечному продукту.

Что до собственного производства, запустили в Хабаровске централизованную фабрику кухню — вынесли туда часть заготовок, полуфабрикатов и фасованной кулинарии.

Кстати, недавно сменили упаковку для готовой к употреблению продукции — на более качественную, экологичную, полностью перерабатываемую. По поставке расходников думаем работать с «Мир Упаковки» — плёнка для вакуумной упаковки, контейнеры по кондитерской продукции и так далее.

Ещё готовим к запуску фирменную линейку тортов, ей тоже понадобится нестандартная праздничная упаковка. Покажем Хабаровску, что в супермаркетах могут быть торты ресторанного уровня.

-5

#Spar
#ритейл
#стм
#торговые сети
#дальний восток
#торговая марка