УМНЫЕ РЕШЕНИЯ В РИТЕЙЛЕ — ПОГОВОРИЛИ С РОМАНОМ ЯНШИНЫМ, ДИРЕКТОРОМ ПО МАРКЕТИНГУ СЕТИ СУПЕРМАРКЕТОВ «SPAR — ДАЛЬНИЙ ВОСТОК».
— Расскажите о SPAR
— Бренд SPAR родом из Голландии. В 30-е годы прошлого столетия в Европе стали развиваться крупные розничные сети и мелкие бакалейщики. Лавочники Голландии решили объединяться, чтобы противостоять им. Получилась добровольная сеть, что-то вроде закупочного союза. Интересно, что первое название DESPAR, по сути, аббревиатура девиза «Все выигрывают от сотрудничества». Это потом название сократилось до лаконичного и привычного SPAR. С самого начала SPAR — добровольная сеть розничных ритейлеров, которых объединяет бренд и общая концепция магазинов. Этот принцип сохранился и сегодня.
Сегодня SPAR — одна из крупнейших розничных сетей мира: более 13 000 магазинов в 48 странах, 370 000 сотрудников
В каждой стране есть один держатель лицензии SPAR, который осуществляет операционное управление сетью в стране. Только для России и Китая, как для больших по территории стран, сделано исключение — лицензия выдаётся на отдельные регионы, провинции. Для получения лицензии нужно пройти строгий отбор. Мы его прошли и получили лицензии на Хабаровский и Приморский края.
— То есть, SPAR адаптирует модель к конкретной локации?
— Да. В зависимости от аудитории, доходов и среднего чека, определяем и фиксируем в ассортименте доли необходимых ценовых сегментов. Настройка ведётся даже под конкретные места в пределах одного города. При наполнении товарной матрицы допускается ввод до 20% ассортимента, уникального для заданной локации.
Например, сейчас мы готовим открытие магазина SPAR в Комсомольске-на-Амуре близ гостиницы «Восход» и университета КнАГТУ. Поэтому в нон-фуд группах есть дорожные наборы с нитками, губки для обуви и чистки одежды. Добавим канцелярии, расширим ассортимент лапши быстрого приготовления, но сократим ширину и глубину ассортимента шампуней — ни студентам, ни командировочным они не нужны. SPAR строится от покупателей.
— Лето-2020 — непростое время для старта
— Были опасения, безусловно. Но мы смотрели на опыт партнёров SPAR в России, а они успешны.
Мы не магазины для богатых, закупаться у нас выгодно. Но мы и не дискаунтер. У нас комфортная атмосфера. SPAR — классический супермаркет, выгодный жителям в каждой локации, где он открывается.
Это сочетание нравится людям. Сейчас у нас есть магазины в Хабаровске, Находке, Комсомольске-на-Амуре, Арсеньеве и ещё три планируются к открытию. Это всего за полтора года.
— Это очень быстрый рост
— Да, у нас очень динамичная команда, ещё не обросшая бюрократией, свойственной крупным ритейлерам. Мы сами часть большой сети, большой семьи SPAR, но, как локальный партнёр, мы ещё молоды и быстры. И, конечно, помогает поддержка, патронаж голландского офиса и доступ к лучшим мировым практикам ритейла.
Самый первый магазин в Хабаровске нам разрабатывали проектировщики и дизайнеры интерьеров из лондонского бюро SPAR.
К открытию нас готовили год, разбирали концепцию досконально, отправляли перенимать опыт к другим партнёрам SPAR в России: в Калининград, Нижний Новгород, Москву, Челябинск. Представители SPAR приезжают не реже 4-х раз в год, собирают обратную связь, отсматривают магазины, предлагают улучшения, обеспечивают тот самый обмен лучшими практиками.
Например, в Омске умеют делать пирожки. Серьёзно, так накрывают витрины, что мимо не пройдешь.
Представители напрямую соединяют наших руководителей собственного производства и поваров с омичами — они общаются, обмениваются рецептами, вопросами по упаковке, учёту, мотивации персонала. Точно также партнёры SPAR в России обмениваются опытом по разным вопросам: подбор оборудования, удачные решения по выкладке товара или запуску товаров СТМ, данные по добросовестным подрядчикам и поставщикам...
Вся прелесть голландского опыта в том, что он системный. К ценностям SPAR можно сначала относиться с улыбкой: «Ну да, ну да — свежесть, качество, выгода, сервис. Как и у любого ритейлера». Разница в том, что на абстрактную, вроде бы, ценность навешены измеримые показатели и конкретные рекомендации.
— Например?
— Взять ценность «свежесть».
Мы обязаны встретить покупателя зоной фруктов и овощей, витринкой с красивыми ягодами. Должны продемонстрировать собственное производство, для этого часть кулинарной станции вынесена в зал, чтобы показать, как всё готовится и дать возможность попросить у повара конкретно вон тот горяченький блинчик.
Так ценность «свежесть» закладывается в самую суть магазина, в ассортимент, планировку зала, требования к операциям. Или, скажем, многие связывают комфорт посещения магазина с проведённым там временем. При проектировании SPAR задаёт так называемые «покупательские петли движения» — пройдя по короткой из них, можно быстро купить свежие товары первой необходимости, вроде фруктов, молока или хлеба; на маршруты длинной петли отправляются товары для пополнения запасов, от круп до стирального порошка.
Историческая справка
1932
SPAR был основан в 1932 году в Голландии Адрианом ван Веллом как добровольная сеть бакалейщиков под названием «DESPAR». Основная цель — обеспечить сотрудничество между независимыми оптовыми компаниями и ритейлерами в ответ на появление крупных торговых сетей в Европe.
1940-е
Название DESPAR сложилось из первых букв девиза «Door Eendrachtig Samenwerken Profiteren Allen Regelmatig», что переводится как «Все выигрывают от сотрудничества». Слово SPAR на нидерландском языке означает «ель», и с самого начала изображение этого дерева было использовано в качестве символа сети. В конце 1940-х годов название DESPAR было сокращено до SPAR.
1950-е
В течение 1950-х годов SPAR быстро распространялся по Европе. В 1953 году была создана организация SPAR International, первым президентом которой стал Адриан Ван Велл, а в 1955 году в Голландии состоялся первый международный конгресс SPAR. К 1959 году семья SPAR включала оптовых и розничных торговцев из 9 стран.
1960-е
В следующие 20 лет SPAR продолжал расширяться в Европе; но самое главное, сеть пришла на новые континенты — в Африку и Азию. В этот период семья SPAR расширяется до 14 стран. В 1963 году создаётся SPAR Южная Африка, а в 1977 году — SPAR Япония.
1968 год
В 1968 году SPAR International представила новый логотип SPAR.
1980-1990-е
В период 1980-1999 сеть SPAR продолжала расти на существующих рынках, а также расширила своё присутствие ещё в 7 странах. К 1999 году SPAR работал в 21 странах.
2000-е
С 2000 года SPAR начал работу в крупных развивающихся странах (Россия, Китай, Индия), при этом продолжая расширяться в Центральной и Восточной Европе и Африке. Бизнес-модель партнёрства SPAR соответствует современному уровню развития продовольственной розницы — об этом говорят успех на существующих рынках и высокий интерес к лицензии SPAR из новых стран и территорий.
2010-е
За прошедшее десятилетие бренд SPAR успешно вошёл в страны Ближнего Востока (ОАЭ, Катар, Оман, Саудовская Аравия), а также закрепился на восточноевропейских рынках (Албания, Республика Беларусь). В 2018 году было достигнуто соглашение о запуске бренда SPAR в Республике Косово.
ПРОЕКТ: СОБСТВЕННЫЕ ТОРГОВЫЕ МАРКИ SPAR
Каждый партнёр SPAR занимается разработкой собственных торговых марок, СТМ.
Скажем, SPAR Италия запустил линейку итальянской пасты — договорились с местными производителями, специально для сети делающими правильные спагетти. В Испании оливки, в Греции — оливковое масло.
Главный офис всё это консолидирует, предлагает всем магазинам SPAR в мире. Прямо сейчас идёт итальянский фестиваль, где представлены те самые спагетти, песто и так далее. Соответственно, любой партнёр SPAR имеет доступ к СТМ со всего мира. Так формируется уникальный ассортимент магазинов SPAR. Производители товаров получают уникальную возможность производить товары марки SPAR для продажи по всему миру.
Для местных поставщиков это невероятная возможность. Мы как раз готовим три таких проекта — по кондитерскому направлению, кедровым орешкам и мёду. Нашли в Приморье производителей хорошего мёда, сертифицированного по жесточайшим международным стандартам для органической продукции — в том числе, в Новой Зеландии и Австралии. Сделаем локальную СТМ с перспективой выхода на Россию и в мировую сеть.
Если производитель понимает, что его продукция может быть востребована и конкурентна на глобальном рынке — он может смело прийти в SPAR с предложением.
Замечу, что в Европе есть целые пищевые производства, заточенные исключительно на СТМ. В России это лишь появляется — на западе больше, на ДВ меньше. Тем не менее, сейчас собственные марки SPAR на ДВ почти на 100% закрывает ассортимент, например, по молочной продукции. Всё это местные производители, отвечающие нашим требованиям к конечному продукту.
Что до собственного производства, запустили в Хабаровске централизованную фабрику кухню — вынесли туда часть заготовок, полуфабрикатов и фасованной кулинарии.
Кстати, недавно сменили упаковку для готовой к употреблению продукции — на более качественную, экологичную, полностью перерабатываемую. По поставке расходников думаем работать с «Мир Упаковки» — плёнка для вакуумной упаковки, контейнеры по кондитерской продукции и так далее.
Ещё готовим к запуску фирменную линейку тортов, ей тоже понадобится нестандартная праздничная упаковка. Покажем Хабаровску, что в супермаркетах могут быть торты ресторанного уровня.
#Spar
#ритейл
#стм
#торговые сети
#дальний восток
#торговая марка