Найти тему
Судострой

«Капитан Александров». Первый российский краболов с голландскими корнями

В Карелии спущено на воду судно для добычи краба «Капитан Александров». Новый краболов открывает большую серию судов, строящуюся в России по проектам голландской группы Damen.

Спуск на воду судна для добычи краба «Капитан Александров» / Фото: Росморпорт
Спуск на воду судна для добычи краба «Капитан Александров» / Фото: Росморпорт

На Онежском судостроительно-судоремонтном заводе в Петрозаводске состоялся спуск на воду судна для добычи краба «Капитан Александров». Событие примечательно тем, что это первое судно в большой серии краболовов, строящихся в рамках государственной программы инвестиционных квот по проекту 5712.

Разработчиком проекта 5712 является компания «Дамен Инжиниринг Санкт-Петербург», входящая в голландский судостроительный консорциум Damen. На базе единой платформы созданы два проекта: 5712LS – для добычи и перевозки краба в живом виде (живовоз) и 5712P – для добычи и переработки улова на борту (процессор).

По итогам распределения инвестквот на добычу краба, по проекту 5712 от Damen на разных верфях для различных заказчиков законтрактовано двадцать (!) судов-краболовов. Заказчиком половины из этих судов является группа компаний «Русский краб», связанная общим владельцем с «Русской рыбопромышленной компанией» (РРПК). Для «Русского краба» должны быть построены семь краболовов-живовозов и три краболова-процессора.

Таким образом, судно «Капитан Александров» открывает серию из двух десятков краболовов от Damen. Всего на Онежском заводе будет построено семь судов проекта 5712LS.

Модель краболова живовоза от Онежского завода / Фото: Судострой
Модель краболова живовоза от Онежского завода / Фото: Судострой

Основные технические характеристики судна-краболова проекта 5712LS:

  • длина – 57,7 м;
  • ширина – 12,6 м;
  • высота борта – 7,5 м;
  • осадка – 4,6 м;
  • дедвейт – 950 т;
  • мощность главного двигателя (Yanmar) – 1620 кВт;
  • скорость – 12 узлов;
  • экипаж – 24 человека;
  • ёмкость танков для хранения краба – 440 куб. м;
  • ёмкость по живому крабу – 120 т.

Довольно интересная история с названием судна. Первый краболов Онежского завода назван в честь капитана дальнего плавания Георгия Ивановича Александрова (1882–1939), внесшего значительный вклад в развитие дальневосточного промыслового флота.

Судя по всему, первоначально имя «Капитан Александров» планировалось присвоить другому судну – первому краболову-процессору. Эти суда строятся на другом заводе – Окской судоверфи в Нижегородской области. Однако, похоже, в итоге заказчик решил назвать «Капитаном Александровым» первое спущенное на воду судно.

Модель краболова-процессора «Капитан Александров» от Окской судоверфи / Фото: Судострой
Модель краболова-процессора «Капитан Александров» от Окской судоверфи / Фото: Судострой

В любом случае в течение нескольких ближайших лет стоит ожидать много информационных поводов, связанных с краболовами проекта 5712. Причём, не только из Карелии, но и из Нижегородской и Ярославской областей, а также из Приморского края. Такие краболовы строятся по всей стране.

Напоследок стоит отметить, что «Капитан Александров» является не первым российским краболовом в рамках программы инвестквот. Уже больше года на промысле работает судно «Русь», построенное в 2020 году по заказу группы «Антей» на заводе «Пелла». Как устроен такой краболов-живовоз можно прочитать здесь.