401. …Существует не только эгоизм отдельного человека, но также и эгоизм социальный, эгоизм профессиональный, эгоизм семейный, корпоративный, патриотический, клановый и т.д. Есть эгоизм детский и взрослый, эгоизм молодости и эгоизм старости. В мире много разновидностей эгоизма, и его неплохо бы различать…
402. …Не стоит обращать внимание на подлую педконкуренцию в школе; она в ней должна быть только честной. Пусть впереди будет тот, кто лучше справляется с педагогическим делом, так как попытка как-то помешать или расстроить дела коллег в этом направлении – профессиональное преступление и не достойное человека занятие, ибо оно означает попытку расстроить их профессиональное дело в погоне за собственной интеллектуальной выгодой, не считаясь с их жизнью и планами в школе, причём, взамен здравого разума силой тайной подлости…
403. …Иметь преподавателю деньги – совершенно необходимо; хоть и маленькие, но они нужны… Другое дело, и это нельзя забывать, что цель зарабатывания им денег – это не обеспечение своего бездельного существования в профессии, а наличие, и даже приумножение средств для подчинения себе многих других полезных интеллектуальных целей и задач в жизни. Так как общеизвестно, что в мире ничего нет отвратительнее праздности хоть в жизни, хоть в профессии, то потому никто из нас так и не живёт, и не работает, ибо мы, не имея на то права, имеем всё-таки педагогическое соображение: в современной цивилизации не должно быть никакого места тунеядству, даже за свой счёт...
404. …Педагогическая неудача должна означать лишь то, что преподавателю надо опять начинать всё сначала, но более осмотрительно и умно. И скорее, унизительна не сама неудача, а унизителен педагогический страх перед нею...
405. …Мы принимаем в друзей и любимых только тех, кто уже существует в нашем подсознании, хотя бы мало-мальски. И это очень похоже на правду, так как мы выбираем друг друга всё-таки совсем не случайно...
406. …Собраться вместе, в педколлектив, – это разумное профессиональное начало образовательного учреждения. Оставаться вместе во всех ситуациях и общешкольных делах – это уже интеллектуальный прогресс коллектива. Работа же коллег вместе в такой школе – это неизбежный успех и признание учреждения обществом...
407. …У детства, похоже, – совсем нет ни стыда, ни совести. Детство, лишённое чувства стыда в силу своего возраста, кажется нам своего рода недостатком, с которым надо обязательно бороться, исправлять его и корректировать. Мы часто выговариваем тому или иному ребёнку в классе, что у него нет совести или призываем его к совести. А между тем, ребёнку не по силам понять, о чём ему мы толкуем, так как эта самая детская совесть ему никак неведома вовсе, он её не знает и не понимает, хотя иногда, пожалуй, и можно увидеть, что ребёнок испытывает какое-то подобие душевного дискомфорта от того, что взрослые о чём-то непонятном для него переживают… В большинстве случаев, совесть и стыд не что иное, как наша массовая фантазия и преувеличение о детской совести и стыде вообще, и наше преподавательское заблуждение о детской совести, в частности…
408. …Мы не для того учились столько лет, чтобы терпеть одни лишь творческие поражения и учебные неудачи в школе. Нас можно унижать, выгонять с работы, нас можно уничтожить, но нас нельзя победить... И если мы живы, то рано или поздно, мы всегда становимся самими собой в профессии…
409. …Затяжное педагогическое сомнение, самогрызение и связанный с этим человеческий дискомфорт, по согласному мнению очень и очень многих моралистов, является самым нежелательным фактором в педагогической жизни. Поступив скверно, неправильно, ложно – признайтесь самим себе в этом, и раскайтесь, загладьте свою вину или поправьте ошибку, насколько сможете, конечно, и нацельте себя на то, чтобы в следующий раз поступить лучше и разумнее. Но ни в коем случае не следует предаваться нескончаемой скорби по поводу своих промахов. Помните: барахтаться в собственном мусоре – всегда не самый лучший способ очищения и психологической разгрузки себя…
410. …Бегство многих в Интернет похоже на бегство от самих себя. Мы хотим забыть о том, как трудно жить по человечески в этом уродливом современном мире с его «заботой» о человеке, забыть кошмар педагогических будней, забыть о том, какие мы бездарные творцы собственной жизни и работы в профессии. Некоторые из нас топят своё наболевшее в алкоголе, другие в каком-либо художественном дилетантизме, третьи ищут забвения в любви, танцах, музыке, кино, чтении… Ну, и самые прогрессивные – в Интернете, где есть всё... И понятно, ведь в Интернете имеется то преимущество перед всеми остальными человеческими интересами, что после него не бывает никакой головной или душевной боли, чувства стыда или ущемления достоинства, ни даже того неприятного осадка, которым сопровождается разврат или что-то порочное. Мы – Fructus temporum[26]…
411. …Поводов к конфликту между преподавателем и учеником может быть множество, но серьёзные из них возникают, в основном, по двум причинам. Во-первых, когда ученик подрастая творчески и интеллектуально встречает в преподавателе противника своей человеческой свободы и выбора. Во-вторых, бОльшая зрелость ученика всегда напоминает преподавателю о том, что наступает время отказываться от менторства и поучительства, что пора переходить на вполне демократичный метод дружеского общения равных, что не всем нам удаётся в жизни…
412. …Можно с полной определённостью сказать: мы все – бывшие гении, которые после 10 первых лет своей жизни, как правило, превращаются в обычных людей, среди которых немало будет безголовых и ещё меньше дураков-идиотов... Только один из нас, миллионов, умудряется сохранить в себе гения до конца… Так что не стоит особенно волноваться и переживать: если к определённому возрасту гениальное из нас ушло – значит, так тому и быть, его уже не вернёшь… И не тратьте своё время попусту на возвращение гениального в себе. Это совершенно излишне и бесполезно…
413. …Вы должны учитывать, что «избыток интеллекта» в преподавателе может вызывать в нём сознательную, а может и не вполне осознаваемую, умственную слепоту и глухоту к другим людям: коллегам, учащимся, их родителям и др. Может вызывать его отстранение, отчуждение и «гордое одиночество» в своём интеллектуальном мире. Может выявлять в нём искусственную холодность и своеобразный аскетизм в общении с другими. В любом случае, – такое поведение в школе не вполне разумно... Более того, путь всякого преподавателя-интеллектуала, если он следует этим путём в профессии, всегда будет достаточно одиноким и неуклонно, приведёт его к той самой педагогической очевидности, от которой преподаватели неинтеллектуального типа никуда и не уходили в профессии...
414. …Ну и познаете вы свою истину, которая сведёт вас в могилу? Дальше-то что? Вам-то зачем это надо? Может быть вам лучше обойтись без истин и затрат времени на их поиски? Может так? А может вместо поисков их вам просто подольше пожить? И всё! Если удастся, конечно? А?..
415. …Всем казалось бы известно, что неприлично привлекать к себе внимание и никогда нельзя выставлять себя напоказ... Однако, в школе встречаются преподаватели, которые именно таким образом зарабатывают себе не только всеобщее внимание коллег, но даже и профессиональное положение в ней...
416. …Втягиваться в беседе с коллегой в предположения: «что делать» и «как быть», не зная точно всех обстоятельств произошедшего случая, – чрезвычайная ошибка, это типичная апория[27]. Неверные предположения ничего не дают, кроме неправильного влияния на дальнейший ход ваших рассуждений...
417. …Преподаватель должен точно знать: в педагогической профессии никогда нельзя опускать руки и никогда нельзя останавливаться на достигнутом. И вне зависимости от того, хочется ему это сейчас или нет, хорошо ли это, плохо ли, интересно ли, или не интересно, но преподавателю надо всегда продолжать своё дело не менее, чем на «удовлетворительно». И он всегда должен знать, что именно и как он делает в классе...
418. …Если про вас сплетничают и говорят за спиной гадости в школе – значит, вы живы в профессии и кому-то мешаете в ней. И конечно, если вы хотите сделать в профессии что-то серьёзное, важное и заметное для всех, то нужно понимать, что у вашего начинания в школе непременно найдутся как сторонники, так и противники. Так уж устроен мир, в котором мы живём и работаем, а если точнее: таковы мы в этом мире природы…
419. …Вы спрашиваете, что за существа – окружающие нас женщины в школе? В этой связи, нам прежде всего важно всё-таки своевременно понять одну вещь: женщина, и совершенно неважно где мы её наблюдаем, может быть любой, но главное для нас, зарубить себе на носу и запомнить, что она не толстая, а аппетитная, не жердь, а статная, не тощая, а стройная, не коротышка, а миниатюра и т.д... Надо учиться ценить и уважать в них то, что даётся им от природы…
420. …По вопросу педагогической честности или нечестности лучшего ответа не найти, чем в давно известном выражении, однажды сказанном ещё Цицероном[28]: «Невелика заслуга, если человек честен лишь потому, что его никто не пытается подкупить.»…
421. …Очень похоже, что все свои значительные дела и проекты лучше и разумнее сразу начинать засучив рукава, совсем не тратя время на их обдумывание и дополнительное осмысление. Иначе, заметив в них немало трудностей и препятствий, мы часто остываем, так ничего даже и не попытавшись сделать...
422. …Преподавателю глупо «рвать на себе волосы» по любому учебно-образовательному поводу, так как «рваньё волос» вослед, кроме лысой головы, ещё никому ничего не давало полезного. Конечно, если зло повода, на взгляд преподавателя, больше заключается всё-таки в собственных волосах, то разумнее ему сразу обрить голову; тогда поглаживания, растирания и поколачивания головы станут не только улучшением кровоснабжения мозга, что даст возможность принятия более серьёзных педагогических решений, но и практическим результатом, от чего отросшие волосы будут только гуще, если вырастут вообще…
423. …Преподаватель музыкальной школы всё же должен себя так вести на уроке, чтобы каждое его слово, его движение или действие воспитывало учащихся. Более того, он всегда должен понимать чего он хочет в данный момент урока, а чего не хочет. И если преподаватель не знает этого, то кого он тогда может воспитать?..
424. …Лучше мечтать не о попадании в рай, а мечтать о возвращении в своё детство… Но увы, и то, и другое – совершенно невозможно…
425. …Если кто из нас зауряден, как человек, и кто является самым обычным преподавателем, то не худо понимать при этом, что мы всегда будем приспосабливаться к господствующему мнению на работе, в жизни и в обществе, к господствующей моде на вещи, понятия и нравы, так как, обычно, нам удобнее считать, что современное состояние общества, условий работы и жизни в целом таковы, что единственно возможным и безопасным для себя способом существования нынче становится: относиться инертно и пассивно ко всему происходящему вокруг. И таких нас – большинство, чья жизнь не в публичной борьбе за что-то. Для нас – жизнь ни в этом и ни на этом не заканчивается, и не заключается! Мы живём и здравствуем, и будем жить так же и дальше…
426. …Чаще всего, наши пороки заключаются совсем не в том, чтобы иметь в себе какие-либо запретные желания или недостатки, а в неумении их подчинить общепринятым нормам и правилам человеческого нравственного поведения. И, главное, мы, нередко, не считаем нужным для себя находить в себе силы подчинить эти желания и недостатки голосу своего разума. В любом случае, дело здесь совсем не в том, испытываем ли мы или не испытываем каких-либо желанных вещей, а в нашей способности управлять ими при появлении подобных помыслов в нашем сознании и отказываться от них, когда это становится необходимо сделать...
427. …Очень похоже, что в душе каждого преподавателя, ещё не слишком забитого выбранной педагогической судьбой, и не совсем ещё оттеснённого на обочину гражданского общества, экономического и социального существования в государстве, всё-таки продолжает тлеть, пусть маленький, огонёк надежды и жажда хорошей и достойной жизни у себя на родине...
428. …В смешанной компании педагогического коллектива школы, малообразованному и малопрофессиональному преподавателю беспокоиться особенно нечего и не о чём. Все его коллеги, обычно, так стремятся блеснуть друг перед другом своими знаниями, и не только в профессии, что на вышеупомянутую серость, как правило, никто никакого внимания совсем не обращает; нечем поделиться – и сиди себе тихо в школе…
429. …Если между людьми считается, что обижать слабых – низко, а сильные – и сами могут дать по лбу, то как быть преподавателю? Кого ему можно обижать в школе? И нужно ли это ему делать в ней?..
430. …Нередко, во время обсуждения контрольных прослушиваний учащихся можно слышать фразу коллег: «Эта игра – не традиция исполнения». Что имеется в виду при этом – неясно, но в любом случае, об игре ученика эта фраза не говорит ничего, а вот о произносящих её вслух – всё...
431. …Некоторые из нас в школе просто невыносимо крепко любят свою педагогическую работу, и изо дня в день они всё прибавляют её себе, всё копят и расширяют… И ничто их не может отвлечь от однажды взятого курса в профессии. Прелесть, а не работники!..
432. …По вопросу «сов и жаворонков» в педагогике можно сказать то, что «совы», ложась в два часа ночи, обычно, спят до полудня, потом идут на работу в школу. «Жаворонки» же, ложась в двадцать два, встают в шесть утра, спят до полудня, потом идут на работу в школу. Так что особой разницы между ними – нет…
433. …Очень похоже, что не понимать и не владеть ни одним языком, кроме своего родного, давно является привилегией всех добропорядочных граждан. Более того, даже если мы понимаем какой-то не свой язык, то не в нашем менталитете унизиться до того, чтобы показать это знание кому-то, так как оно может быть никем не понято вообще, в том числе и носителями того языка, который мы будто бы понимаем…
434. …Наверное ничто не способно повлиять на нашу горячую национальную любовь к классической музыке. Как мы не знали Шостаковича, Брукнера, Малера и др. – так и продолжаем их не знать, ища для себе истины, правды, смыслы и мн. др. в вине, постоянно отдыхая от тягот жизни дома, на природе, в бане… В этом смысле, – с нами беда и грех…
435. …Время пребывания преподавателя в профессии уходит незаметно, и можно сказать, по-английски, не прощаясь с ним…
436. …Вы спрашиваете почему большинство из нас страшится одиночества? Да похоже потому, что только немногие могут выдержать подобное общество...
437. …Поиски смысла жизни, правды или путей лучшего государственного руководства для большинства из нас – обычное занятие нашего народонаселения, а может быть, даже некая такая гражданско-социальная национальная игра. Правда, жизнь некоторых из нас с такими привычными игрушками, переваливает за все разумные возрастные, и не только, пределы, и становится для особо недоразвитых в гражданском смысле членов общества, не малым обременением и испытанием их терпения и выдержки…
438. …Вам в школе лучше никогда не быть исключением. Например, если в ней все профессионально сходят с ума по конкурсам, надо и вам научиться быть безумным в этом деле…
439. …Современный мир – стал совершенно сумасшедшим, и ему опасно простодушно доверяться во всём, так как в нём правда часто оказывается бредом, а бред, нередко, способен выглядеть истиной в конечной редакции. И все эти вещи, хотя бы на интуитивном уровне, лучше бы учитывать в своей жизни и работе…
440. …Оставлять школу лишь потому, что нам показалось: мы разлюбили педагогическую работу, почти так же глупо, как идти в профессию лишь потому, что подруга или друг решил стать преподавателем…
441. …Странное дело! Но во все времена существования музыкальных школ все педагогические негодяи и «певцы с чужого голоса» всегда старались маскировать свои неприглядные действия и поступки преданностью интересам святой педагогики, профессиональной нравственности и этики, любви к детям, отечеству и т.п…
442. …Настоящий и добросовестный преподаватель, прежде, чем начинать обучение ребёнка, обязательно узнает не только его способности, но и особенности, и привычки его и его родителей, и свойства их характеров…
443. …То, что не может произойти в школе, никогда и не происходит в ней, а что может, – так это совсем и не чудо, а простые и серые школьные будни. Поэтому, отсюда уже можно утверждать: в школе никаких чудес не бывает…
444. …Если принять во внимание, что разумнее всего когда каждый из нас пойдёт по тому пути в профессии, по какому может идти в ней, то тогда и стремление стать первым в ней не позорнее чем быть в ней и вторым или пятым…
445. …Как бы сократилось наверное ненужное экспериментаторство над своим выстраданным и родным, если бы сверху было меньше пустых голов! Или инновации по-европейски к нам с неба, как дождь, сами падают? А может и не в содержании инноваций дело? Может они и хороши в чём-то, но не во всём же, и не на нашей почве они хороши? Может больше дело в нас, желающих во что бы то ни стало оптимизироваться? Не важно в чём и как получится, но оптимизироваться? С руками и головой, вроде на положенных местах растущих, но не знающих и не умеющих с какого конца браться за дело, если уж так хочется? В чём или в ком дело? Для чего нам эксперименты над собой? Тут больше человеческой любознательности или чего-то другого?..
446. …Если кто из нас поверит в свою человеческую или профессиональную исключительность в школе, тому не следует тратить время на посещение психиатра. Просто весной и осенью надо как можно больше находиться на свежем воздухе, предпочтительно больше дышать воздухом борового леса и не задумываться ни о каких своих преимуществах над другими. Обычно, довольно скоро всё проходит…
447. …В конце концов, и говоря по существу, для того чтобы преуспеть, например, в банковском или ювелирном деле, нам нужно не меньше ума и сноровки, чем для успешной работы в музыкальной педагогике. А если с этой педагогикой работать в школе, то ремесла – уж точно нужно больше...
448. …Все знают, что знакомиться со своими будущими друзьями в школе, лучше всего не раньше, чем к ним придёт педагогическая слава и признание. Правда, возьмут ли они нас тогда себе в друзья?..
449. …Вся беда в том, что многие из нас думают: мы являемся в мир только для того, чтобы свершать в нём и побеждать в нём что-то, а не рассматривать и слушать его, не обонять и не чувствовать его… Хотя многие считают, что разумнее бы было, чтобы всё происходило у нас – ровно наоборот…
450. …Известно, что кто лицемерит в школе – тот всегда раболепствует перед чем-то или кем-то в ней…
[26] Плод времени (латинское изречение).
[27] Апория – логическое затруднение, непреодолимое противоречие при разрешении проблемы.
[28] Марк Ту́ллий Цицеро́н (106-43 до н.э.) – древнеримский политический деятель, оратор и философ.