Известно, что, с одной стороны, современному производству требуются высококвалифицированные специалисты для проектирования-создания-обслуживания-эксплуатации-ремонта сложной современной техники; а с другой стороны, обучение-образование кадров — это затраты, издержки производства, которые любой капиталист стремится минимизировать. Пусть специалисты сами появляются за свой счёт из воздуха. А ещё лучше — заменить работников роботами, которые не требуют заработной платы, не страдают саботажем-луддизмом, не бастуют, знай только затраты на амортизацию…
Всё так, но проницательный капиталист, даже не читавший Маркса, чует-догадывается, что автомат не создаёт прибавочную стоимость, что прибавочную стоимость создаёт труд живого человека.
Противоречие это в самом капиталистическом способе производства — когда норма прибыли (отношение прибавочной стоимости к вложенному капиталу) имеет из-за жадности капиталистов и роста их паразитического потребления тенденцию к понижению. В результате роботизации производства происходит повышение производительности труда, но в месте с ним сужаются рынки сбыта, огромные производительные силы рабочей силы не используются, население страдает от хронического безденежья. Рано или поздно для капиталиста оказывается более выгодным дешёвый труд и он отказывается от производительных машин в пользу использования самого примитивного ручного труда. Поэтому, в частности, мы наблюдаем, что разговоры о массовом переходе к безлюдному производству соседствуют с использованием неквалифицированного труда и примитивизацией производства.
Всеобщая конкуренция вынуждает капиталистов заниматься кооперацией, разделением труда, концентрацией и централизацией капитала, финансированием НИОКР и образованием-обучением кадров, в конце концов становиться монополистами-империалистами…
И тут возникают контрастные картины. С одной стороны, ультрасовременные автоматизированные производства, развитые индустриальные мегаполисные кластеры-агломерации; а с другой стороны, монотонный, рутинный, с киркой и кайлом труд, депрессивные страны-регионы со всеми вытекающими последствиями…
В своей многолетней трудовой практике я сталкивался с такими ситуациями при трудоустройстве:
«Мы строим капитализм… Человек должен быть универсальным… Нам требуется молодой специалист сверхширокого профиля, с опытом работы 20 лет… Нужен нам работник: слесарь, токарь, плотник… Между делом и бездельем — займись вот этим делом… Ну и что, что это не твоё хозяйство, не твоя зона ответственности! Не знаю как, не знаю из чего, но чтобы я пришёл и удивился!».
И подобные ситуации, когда на предприятиях не хватает не только высококвалифицированных рабочих, но даже мастеров, начальников участков, начальников цехов и служб, типичны… Полагаю, что это сказывается рыночный перекос в системе образования — модно учиться на юристов/экономистов.
Но какая же связь между уровнем образования и империализмом?! Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю обратиться к беллетристике: к научной фантастике и антиутопиям.
Проанализировав ряд широко известных произведений («Машина времени», «О дивный новый мир», «1984», «S.N.U.F.F.»), я отметил характерную черту будущего — после апокалиптической войны, в результате которой на планете остаётся только один победитель, наиболее агрессивная и кровожадная группа империалистов, возникает своеобразное эксплуататорское общество: кучка развращённой олигархической псевдоэлиты, обслуживаемая немногочисленной прикормленной «рабочей аристократией», а фундаментом «пирамиды» является маргинальная-деградирующая пролетарская масса… Боюсь разочаровать несведущего читателя, но эта схематика является уже реальностью нашего капиталистического мира. Мы живём в этой антиутопии прямо сейчас.
Если же обратиться к советской научной фантастике («Час быка», «Гриада»), можно отметить, что в этих произведениях перед человечеством История ставит вопрос-развилку: кто же быстрее сделает для себя правильные выводы из прошлых ошибок и примет победные решения в глобальной классовой борьбе — коммунисты или империалисты?!
Новейшее наёмное-кредитное-ипотечное-интеллектуальное рабство, в которое уже попали труженики планеты, в том числе потомки героев, которые сражались против эксплуататоров всех мастей, есть самое наглядное доказательство устойчивости капитализма. Нынешние господствующие классы эксплуататоров учли богатейшие уроки классовой борьбы прошлых веков — они обеспечивают, прежде всего своих пролетариев метрополий, мещанскими благами жизни, всем… кроме радостей настоящей творческой жизни, кроме духовных и культурных ценностей. Культура, наука, искусство извращены, принадлежат олигархам! Ага, даёшь «Хлеба и зрелищ!». Единственное, чего не могут не давать нынешние эксплуататоры эксплуатируемым — это зачатков технических знаний, необходимых для управления механизмами и автоматами. Но делают они это неохотно-вынужденно.
Может возникнуть вопрос: каким образом олигархия сумела подчинить своей власти многомиллионные коллективы пролетариев?! В данный момент нам, коммунистам, остаётся только размышлять: в какой же период социального развития нашего земного общества трудовые массы, возможно незаметно для самих себя, допустили крупную ошибку?! Несомненно, в нашей Истории был критический момент, когда можно было предотвратить установление монополии ненаучного мировоззрения и сделать науку достоянием всех. Человечество упустило эту возможность и расплачивается теперь за свои ошибки — кусает локти! Но мы, коммунисты, пытаемся исправить эти ошибки!
Но так или иначе, недообразованность пролетариата в марксизме как общественной науке является важнейшим фактором существования капитализма. А уже из этого вытекают все уродства жизни, в том числе кадровый голод, бардак, скатывание к ручному труду и т. д. Поэтому, когда вы на производстве видите глупость, прежде всего нужно думать о ликвидации капитализма. После низвержения империализма и старта строительства коммунизма глупость моментально не испарится, но будут формироваться необходимые условия для её преодоления. А сейчас, при капитализме, она неизбежна и даже необходима, так как цель этого способа производства — обогащение частника.
___________________________________
Уважаемые читатели!
Заносите в закладки и изучайте наши издания:
I. Общественно-политический журнал «Прорыв»
II. Газета «Прорывист»
Поддержите редакцию:
I. Принципы финансирования
II. Подписка на газету
III. Заказ нашей брошюры почтой с автографом автора
IV. Заказ нашей книги "Жизнеописание красного вождя"
#капитализм #экономика #общество #образование