35 лет назад моя мама сама пряла пряжу из шерсти, которую состригала со своих овец. Прялка, расписанная с тыльной стороны уральской росписью, стояла дома в углу и всю зиму была в работе.
Прясть я так и не научилась
Сегодня отвечала моим городским детям на какой-то вопрос о моём детстве, и зашла речь о том, умею ли я прясть. Увы, нет, мама нас не учила прясть. Вязать, ткать ковры, шить, сеять морковку и выращивать в нашем суровом уральском климате дыни и арбузы - научила. А прясть учить даже и не бралась.
Мама считала, что прясть - это очень сложно. У нас пряла камышловская бабушка Аня - мама мамы. Пряло ровненько, быстро! Нитка из бабы Аниных рук выходила, будто из фабричной машины - такая красивая.
Мама пряла ниточку потолще. Веретено ходило по полу, кружась и превращаясь в какой-то шар. Мне казалось это чем-то сродни волшебству - я не могла никакими законами физики объяснить, как могло получиться, что мягкий клок шерсти, взятый из кудели, прикреплённой к верхней части прялки, пройдя через мамины руки, через полтора метра превращался в нитку, накрученную на веретено.
Нет, мне и сегодня понять механику прядения нитки не дано. Именно поэтому мне казалось невозможным научиться прясть, и я даже не смела просить маму и бабушку научить меня этому сложнейшему делу!..
Овец стричь, а потом ковёр ткать
Мы всегда держали овец. У нас было от 6 до 15 овечек в разные годы плюс 1 - 2 козы. Коз мама чесала весной специальным гребнем, забирая их пух. А овечек стригла позже. Укладывала овечку под крышей, связывая ей ноги. И большими ножницами - вжик-вжик - состригала с неё зимнюю шубу. Или летнюю.
Овечки покорно лежали на деревянном полу, поворачиваясь в угоду маме то одним боком, то другим. А как только стрижка заканчивалась, то радостно соскакивали и убегали, довольно потряхивая лысыми боками, словно радуясь освобождению от надоевшей за зиму шубы.
Потом эти состриженные кучи шерсти мы теребили долгими зимними вечерами, освобождая шерсть от колючек. Делали свалявшиеся кучи мягкими, словно пух. И вот из этой растеребленной шерсти мама и делала куделю, прикрепляя её к прялке.
...Когда пряжи уже было напрядено много, мама сматывала её в такие широкие мотки и, наконец, стирала. Высушенные нитки потом надо было покрасить. Мама покупала где-то краску и они с папой красили нитки в разные цвета в больших специальных кастрюлях в русской печи.
Разноцветные нитки были нужны, чтобы ткать ковры. В нашем селе в советское время работала ковровая фабрика, и у каждой уважающей себя сельской семьи стояли сработанные фабричными умельцами ковровые станки.
Месяца за 3 зимы наша семья успевала соткать большой, 2 на 3 метра, ковёр. Цветной, с замысловатым цветочным сюжетом. Этот ковёр родители везли на рынок в Свердловск или в Тюмень и там продавали - за несколько сотен рублей. Как-то продали даже за 800 рублей. Это были огромные деньги.
Само собой, из пряжи мама вязала всей семье носки, варежки, шапки... Очень тёплые, настоящие! Сейчас у меня никогда не получаются такие тёплые из покупной 100%-ной шерстяной пряжи...
Дорогие читатели, а вы что помните из своего советского детства, чего уже нет сегодня? Остались только воспоминания, которые очень хочется сохранить...
Приглашаю подписаться на ➡️ мой канал - я пишу о путешествиях, краеведении и воспитании детей. Живу в Екатеринбурге, так что темы Урала - мой любимый конёк.
Другие публикации о советском детстве на моём канале:
#советское детство #советское время #история #женский труд #детство в бутке #80-е