Этот вопрос можно задать не только тиграм, но также леопардам, ягуарам, гепардам и другим большим кошкам, которые живут поодиночке. Почему бы им всем не последовать примеру львов и не подмять под себя местную фауну?
Что их сдерживает?
Ведь вместе оно и охотиться проще и жить не так скучно — всегда можно «помахать кулаками», если на душе кошки скребут.
Наука на самом деле не всегда может объяснить, почему происходит тот или иной факт в животном мире. В таких случаях она просто констатирует его.
Что же, давайте попробуем разобраться в этом вопросе. Не факт, что получится, но все равно попробуем.
Итак, по одну сторону баррикад у нас находятся тигры-одиночки, по другую — львы, которые являются ярким примером социальных кошек.
Будучи одними из самых специализированных и приспособленных охотников в животном мире, кошачьи (за исключением львов) довольно неплохо выживают сами по себе, и им практически нечего бояться. Кто в здравом рассудке осмелится бросить им вызов?
Это большие кошки вселяют панический страх в других животных, и именно так они достигают вершины пищевой цепи в своих экосистемах.
Теоретически тигры могут объединиться и жить группами. Но в этом просто нет такой необходимости. Им нормально живется поодиночке.
А вот со львами там совсем другая история.
Они обитают в африканской саванне, где пасутся стада из сотен и сотен огромных животных: от зебр и буйволов до слонов и бегемотов.
Львам выгодно охотиться именно на крупную добычу. И вот почему.
Одна только зебра может прокормить семью львов в течение нескольких дней. Черный буйвол может кормить их в течение недели и больше, а бегемота им хватит на месяц.
Львы объединились не только для того, чтобы охотиться на крупных животных, но и чтобы вместе отбиваться от голодных стайных хищников (например, пятнистых гиен), которые эту добычу могут запросто отнять.
Тигры живут в таких местах, где добычи не так много, как в Африке. И размеры этой добычи довольно скромные.
Да, гаур может прокормить группу тигров в течение длительного времени, но гауров не так много, как африканских буйволов, и они не являются для них постоянной добычей. Более того, тигры и в одиночку, если надо, могут справиться с гауром.
Если бы у тигров было достаточно крупной добычи в их среде обитания, вероятно, они легко стали бы более социальными.
Подобная ситуация наблюдалось среди южноамериканских пум.
Они живут поодиночке, как и тигры, но недавно ученые обнаружили группу пум (взрослый самец, две взрослые самки и три детеныша), которые мирно обедали гуанако.
По мнению ученых, именно увеличение популяции гуанако заставило местных пум стать более социальными.
Теперь у пум меньше причин драться друг с другом за добычу. А у тигров больше пищи для размышления...