В течение 2022 года продолжат вступать в силу изменения в законодательстве об электронной подписи. Прежде всего, они касаются удостоверяющих центров и доверенных лиц, которые имеют или получат право выдавать квалифицированные сертификаты ЭП юридическим лицам, ИП и гражданам. Чтобы работать по новым правилам, необходимо чётко понимать, как получить подпись, чтобы она была действительной, а также что делать в ситуации, когда срок действия имеющейся ЭП еще не истёк. Учитывая, что с 1 января 2022 года предприниматели и руководители компаний могут получить сертификат ЭЦП только в удостоверяющем центре ФНС, остаётся много вопросов относительно действия сертификатов, полученных, например, в конце 2021 года. Еще больше вопросов оставляет сам процесс перехода на новые правила работы с ЭП, поскольку ряд изменений вступит силу только в 2023 году, а 2022 год считается переходным этапом, поэтому не исключено появление новых изменений в законодательстве, к которым нужно быть готовым.
К 2022 году уже вступившие в силу изменения в законодательстве об электронной подписи сводятся к следующему:
- С 1 июля 2021 года ФНС получила право выдачи ЭП предпринимателям и юридическим лицам, точнее руководителям компаний — лицам, которые вправе без доверенности действовать от имени своего юрлица. Такие ЭЦП позиционируются как бесплатная подпись ФНС, ведомство не взимает плату за эту услугу.
- Также с 1 июля 2021 года, вступили в силу ограничения на выдачу ЭП коммерческими удостоверяющими центрами. Многие утратили право на оформление сертификатов, так как не прошли переаккредитацию в Минцифры в связи со вступлением в силу новых требований. Сохранившие это право аккредитованные удостоверяющие центры были правомочны выдавать ЭЦП как организациям, так и физическим лицам, однако сертификат такой подписи был действителен только до конца 2022 года.
- С началом 2022 года организации (руководители компаний) и предприниматели при необходимости замены электронной подписи должны обращаться исключительно в УЦ ФНС или к доверенным лицам — организациям, которые прошли проверку со стороны ФНС. Если электронная подпись не требует замены, то, как указано выше, она может использоваться до истечения срока действия сертификата, но не позднее чем 31 декабря 2022 года.
- В течение 2022 года сотрудники организаций или работники предпринимателей могут оформлять ЭП как и ранее, в аккредитованных коммерческих УЦ, но такая подпись будет действовать только до конца 2022 года. Чтобы избежать переоформления сертификата в 2023 году, сотрудники с 1 марта 2022 года могут воспользоваться новой процедурой — получить ЭП как физическое лицо, представив в аккредитованный удостоверяющий центр электронную доверенность. В любом случае с 1 января 2023 года электронная подпись сотрудника организации или работника предпринимателя должна будет оформляться именно в таком порядке, поэтому стоит сделать это заранее.
Электронная подпись в Удостоверяющем центре ФНС
С 1 января 2022 года юридические лица, ИП и частные нотариусы обязаны оформлять квалифицированный сертификат электронной подписи только в Удостоверяющем центре налоговой службы (УЦ ФНС). Для юридических лиц сертификат, как правило, выдаётся на имя руководителя организации.
УЦ ФНС функционирует в соответствии с законом об электронной подписи и Приказом ФНС РФ от 30.12.2020 года № ВД-7-24/982@, которым утверждён порядок реализации ФНС функций удостоверяющего центра.
УЦ ФНС:
- Создаёт и выдаёт квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи (КСКПЭП).
- Подтверждает владельца КСКПЭП.
- Устанавливает сроки действия сертификата.
- Аннулирует сертификат.
- Создаёт и выдаёт средства электронной подписи с ключом ЭП и ключом проверки ЭП или выдаёт средства для возможности создания таких ключей.
- Ведёт реестр действующих и аннулированных сертификатов.
- Проверяет уникальность ключа проверки ЭП.
- Подтверждает действительность ЭП.
Для получения ЭП не обязательно обращаться непосредственно в УЦ ФНС. Бесплатная подпись ФНС может быть получена через территориальные подразделения налоговой службы или доверенных лиц УЦ ФНС.
Электронная подпись в аккредитованных удостоверяющих центрах (АУЦ)
К аккредитованным удостоверяющим центрам относят коммерческие организации (удостоверяющие центры), которые прошли аккредитацию Минкомсвязи и подтвердили соответствие требованиям нового законодательства об электронной подписи.
АУЦ вправе выдавать квалифицированные сертификаты ЭП физическим лицам, в том числе (с 1 марта 2022 года) сотрудникам организаций и предпринимателей, которые представили электронную доверенность. До 1 января 2023 года АУЦ могут выдавать указанным сотрудникам сертификаты ЭП и без электронной доверенности, но тогда срок действия ЭП будет ограничен 31 декабря 2022 года.
Электронная подпись у доверенных лиц УЦ ФНС
Доверенные лица УЦ ФНС — это организации, которые реализуют часть функций УЦ ФНС:
- Принимают заявки на выдачу квалифицированных сертификатов (КСКПЭП).
- Идентифицируют заявителя (требуется личное присутствие).
- Вручают КСКПЭП заявителю от имени УЦ ФНС.
На текущий момент ФНС России определила три организации, которые действуют на правах доверенных лиц УЦ ФНС. Это Сбербанк, Банк ВТБ и АО «Аналитический центр». Для получения ЭП через доверенных лиц необязательно быть их клиентом, однако для действующих клиентов реализован несколько упрощённый порядок получения сертификата. Например, клиенты Сбербанка, у которых есть действующая электронная подпись, оформленная в сервисе Сбербизнеса «Документооборот», могут отправить заявку на КСКПЭП онлайн через свой личный кабинет и также онлайн его получить. Такой способ — самое быстрое получение электронной подписи юридическими лицами, ИП или частными нотариусами. В иных случаях придётся всю процедуру проходить очно.
Почему электронная подпись в ФНС не совсем бесплатна
Изменения в законодательстве об электронной подписи изначально предполагали, что оформление квалифицированного сертификата электронной подписи через УЦ ФНС и УЦ других ведомств будет бесплатной процедурой. Это действительно так — платить за сертификат, его переоформление ненужно. Однако если начать разбираться, как получить подпись в УЦ ФНС, то окажется, что за такую подпись всё равно нужно платить.
Дело в том, что как сертификат, так и сама электронная подпись — это не физические объекты, это цифровая информация. Поэтому фактически для получения ЭП понадобится купить носитель (токен) определённого вида, на который и будет записана эта информация. УЦ ФНС и территориальные органы ФНС токены не выдают, как и доверенные лица. Токен нужно заранее приобрести и представить для записи на него КСКПЭП и другой информации.
Кроме того, ЭП нельзя использовать без СКЗИ (криптопровайдера). И в этом плане ФНС не оставляет выбора — обязательно нужно установить КриптоПро CSP. Это программное обеспечение распространяется по лицензии, за него нужно платить. Стоимость зависит от количества рабочих мест, на которые будет установлено ПО, и срока действия права использования программы. Установка программного обеспечения на сервер стоит намного дороже. Также придётся дополнительно заплатить за обновления программы и техническую поддержку, если нет своих специалистов. Есть и другие платные услуги. В результате затраты на использование электронной подписи могут быть достаточно серьёзными, особенно для малого и среднего бизнеса.
Как получить ЭП в ФНС: пошаговая инструкция
Сначала нужно отправить заявку, получить сертификат можно будет либо через территориальное подразделение ФНС, либо через любое доверенное лицо УЦ ФНС — в этом плане можно выбрать, что будет удобнее и быстрее.
Чтобы заказать электронную подпись ФНС, необходимо:
- Приобрести ключевой носитель (токен) для записи информации.
- Подготовить заявление. Специальной формы нет, но есть перечень информации, которая обязательно должна быть в заявлении:
- фамилия, имя, отчество заявителя;
- полное наименование заявителя-организации (для юридического лица);
- реквизиты основного документа, удостоверяющего личность заявителя;
- СНИЛС и ИНН заявителя (руководителя юрлица или ИП);
- ИНН организации;
- ОГРН организации или ИП;
- адрес электронной почты заявителя (если необходимо);
- подпись заявителя.
- Отправить заявку через личный кабинет налогоплательщика (если есть действующая электронная подпись), обратиться с заявлением к доверенному лицу УЦ ФНС или записаться на приём в территориальное подразделение ФНС (если заявление готовится в бумажном виде).
- В назначенный день и время подойти за получением сертификата. При себе нужно иметь токен и документ, удостоверяющий личность. Если заявление подавалось электронно, останется только подтвердить личность и записать информацию на токен. Бумажное заявление можно не составлять заранее — достаточно просто записаться на приём. На приёме будет оформлено само заявление, после идентификации заявителя информация будет записана на токен.
- После получения сертификата нужно загрузить на рабочее место КриптоПро CSP, оплатив лицензию, и установить сертификат ЭП.
- Для настройки рабочего места, возможно, понадобится привлечение специалистов.
Как быстро получить ЭП в аккредитованном удостоверяющем центре
Электронная подпись в УЦ ФНС оформляется только для юридических лиц (руководителя), индивидуальных предпринимателей и частных нотариусов. Сотрудникам компании или работникам предпринимателей доступно быстрое получение квалифицированного сертификата в любом коммерческом аккредитованном удостоверяющем центре. До 22 марта 2022 года это можно сделать без доверенности, но тогда сертификат будет действовать только до конца года. При наличии электронной доверенности электронная подпись оформляется на полный срок действия, без ограничений.
Важно учесть, что электронная подпись сотрудника — это ЭП физического лица. Однако в данном случае можно использовать любой сертифицированный токен для записи информации и любое СКЗИ (криптопровайдер) для работы с ЭП, в том числе бесплатное программное обеспечение, например ViPNet CSP. Таким образом, электронная подпись сотрудника обойдётся намного дешевле, чем юридического лица (его руководителя) или индивидуального предпринимателя.
Читайте на нашем сайте больше статей по темам электронной подписи, электронного документооборота, информационной безопасности и электронных торгов: https://iitrust.ru/articles/