Найти тему
Авиационное обозрение

Самые малочисленные иностранные самолеты поставленные в СССР во время Великой Отечественной войны. Часть первая.

Приветствую. Ни для кого не секрет, что во время Великой Отечественной войны, нашей стране была оказана определенная помощь cо стороны союзников по Антигитлеровской коалиции. В первую очередь это касалось программы ленд-лиза и прочих договора поставок (скажем с Великобританией). В рамках этой помощи мы получали различные образцы вооружения, промышленное оборудование, сырье, продовольствие, медикаменты и так далее. Формирование необходимых заказов осуществлялось путем заключения специальных договоров и протоколов. Сами поставки шли через несколько основных путей. К примеру морскими конвоями через наши северные порты. Важную роль играл и южный коридор через Иран, а также восточное направление через Аляску. Поставки авиационной техники не стали исключением. В течении нескольких лет Советскому Союзу было передано более пятнадцати тысяч американских и британских самолетов. Самыми массовыми среди них были истребители семейства Bell P-39 "Airacobra" и Hawker Hurricane, а также бомбардировщики семейства Douglas A-20 Havoc. Мы не будем в рамках текущей публикации давать оценку значения всей этой помощи на общее положение дел на восточном фронте, а затронем несколько другие вопросы. Далеко не всегда нам удавалось договориться с союзниками о массовых поставках тех или иных самолетов. Касалось это в первую очередь действительно хороших и актуальных изделий. К примеру Великобритания отказалась заключать договор о поставке многоцелевых самолетов De Havilland Mosquito.

Рисунок самолета De Havilland Mosquito. Источник: https://www.goodfon.ru/
Рисунок самолета De Havilland Mosquito. Источник: https://www.goodfon.ru/
Для справки. Многоцелевой самолет De Havilland Mosquito. Был разработан в конце тридцатых годов в компании de Havilland Aircraft Company под руководством конструктора Рональда Бишопа. Являлся одним из наиболее удачных британских самолетов времен Второй Мировой войны. Конструктивно представлял собой двухмоторный цельнодеревянный среднеплан с убирающимся шасси и классическим типом однокилевого оперения. Применялся в различных спецификациях- как разведчик, ночной истребитель, бомбардировщик, торпедоносец и т. д. Суммарно было построено более 7700 экземпляров. Самолет оставался на вооружении многих стран даже после завершения войны.

Вместо этого нам продолжали передавать в основном уже устаревшую технику. Скажем те же истребители семейства Hawker Hurricane. Поэтому сегодня мы остановимся подробнее на тех самолетах, которые были переданы нам минимальной партией, либо же поставлялись в единичных экземплярах для ознакомления. К примеру, уже отмеченный выше скоростной бомбардировщик De Havilland Mosquito (а именно модификация В. IV), как раз и был таким штучным и редким изделием. В Советский Союз он попал в середине апреля 1944 года. После чего единственную машину передали на всесторонние испытания (ведущим летчиком при этом назначили Н. С. Рыбко). Однако, 15 мая при перегонке из ЛИИ НКАП в НИИ ВВС бомбардировщик получил серьезные повреждения при посадке. После этого он был разобран на составные элементы и отправлен для подробного изучения в соответствующие институты и смежные организации. Тем не менее, по итогам уже проведенных испытаний и было принято решение о заказе крупной партии (1200 единиц), заявку на которую отклонили наши союзники. Рассматривался также вопрос и воспроизводства "москито" на советских заводах, но организовать его ввиду отсутствия необходимых технологий и материалов оказалось невозможно.

Американский разведчик Curtiss O-52 "Owl". Источник: https://cs.wikipedia.org/
Американский разведчик Curtiss O-52 "Owl". Источник: https://cs.wikipedia.org/

Что же касается тех самолетов, которые были поставлены малой серией, то в первую очередь можно отметить американский разведчик Curtiss O-52 "Owl". Не так давно на канале уже вышел подробный обзор по этому изделию, поэтому заинтересованным читателям рекомендую с ним ознакомиться (Ссылка на статью). "Сова" оказалась в числе тех машин, которые устарели еще на момент принятия на вооружение. Американцы их определили на второстепенные роли, а заодно и нам передали небольшую партию. Тем не менее, это был надежный разведчик и корректировщик, который мог успешно справляться с поставленными задачами. Конструктивно он представлял собой одномоторный свободнонесущий цельнометаллический высокоплан с убирающимся шасси. Всего в Советский Союз попало 19 таких машин, которые эксплуатировались сначала военными, а затем и гражданскими специалистами.

Британский торпедоносец Handley Page Hampden. Источник: https://waralbum.ru/
Британский торпедоносец Handley Page Hampden. Источник: https://waralbum.ru/

Еще одним редким иностранным самолетом, который попал в Советский Союз, был и британский бомбардировщик (а также торпедоносец) Handley Page Hampden. Его разработали еще в середине тридцатых годов и активно применяли на начальном этапе Второй Мировой войны. Всего было выпущено чуть более 1400 экземпляров, что было довольно скромным показателем. Конструктивно он представлял собой двухмоторный среднеплан с разнесенным двухкилевым оперением. Говорить и о каких-то выдающихся характеристиках этого бомбардировщика не приходилось. В начале сороковых годов самолет уже устарел. Что же касается его боевого применения в Советском Союзе, то можно отметить следующие факты. В сентябре 1942 года небольшую группу этих самолетов разместили на одном из аэродромов под Мурманском. Они должны были использоваться для сопровождения конвоя PQ-18. После завершения этой операции, из-за сложности обратного перелета, англичане решили передать эти торпедоносцы советской стороне. В итоге 23 машины были включены в состав 24-ого минно-торпедного авиационного полка авиации Северного флота. С переменным успехом их использовали примерно до середины следующего года. Применялись они как для нанесения бомбовых ударов по прибрежным целям, так и для уничтожения кораблей противника. Постепенно эти британские торпедоносцы выходили из строя или были потеряны в ходе боевых действий. Их эксплуатация не была легкой, ввиду постоянной нехватки оригинальных запчастей и необходимости их замены советскими аналогами.

Продолжение следует...

При написании данной статьи использовались материалы со следующих источников: http://www.airwar.ru/, http://allaces.ru, https://airpages.ru/, https://waralbum.ru/, https://cs.wikipedia.org/, книга В. А. Багратионов. Крылья России, книга В. Р. Котельников. Ближние разведчики, корректировщики и штурмовики 1939-1945 годов, журнал Мир Авиации, журнал Крылья Родины.

Уважаемые читатели, подписывайтесь на канал, ожидайте новых публикаций. Ознакомиться с полным каталогом наших статей вы можете здесь (Ссылка на публикацию).