Приветствую. Ни для кого не секрет, что во время Великой Отечественной войны, нашей стране была оказана определенная помощь cо стороны союзников по Антигитлеровской коалиции. В первую очередь это касалось программы ленд-лиза и прочих договора поставок (скажем с Великобританией). В рамках этой помощи мы получали различные образцы вооружения, промышленное оборудование, сырье, продовольствие, медикаменты и так далее. Формирование необходимых заказов осуществлялось путем заключения специальных договоров и протоколов. Сами поставки шли через несколько основных путей. К примеру морскими конвоями через наши северные порты. Важную роль играл и южный коридор через Иран, а также восточное направление через Аляску. Поставки авиационной техники не стали исключением. В течении нескольких лет Советскому Союзу было передано более пятнадцати тысяч американских и британских самолетов. Самыми массовыми среди них были истребители семейства Bell P-39 "Airacobra" и Hawker Hurricane, а также бомбардировщики семейства Douglas A-20 Havoc. Мы не будем в рамках текущей публикации давать оценку значения всей этой помощи на общее положение дел на восточном фронте, а затронем несколько другие вопросы. Далеко не всегда нам удавалось договориться с союзниками о массовых поставках тех или иных самолетов. Касалось это в первую очередь действительно хороших и актуальных изделий. К примеру Великобритания отказалась заключать договор о поставке многоцелевых самолетов De Havilland Mosquito.
Для справки. Многоцелевой самолет De Havilland Mosquito. Был разработан в конце тридцатых годов в компании de Havilland Aircraft Company под руководством конструктора Рональда Бишопа. Являлся одним из наиболее удачных британских самолетов времен Второй Мировой войны. Конструктивно представлял собой двухмоторный цельнодеревянный среднеплан с убирающимся шасси и классическим типом однокилевого оперения. Применялся в различных спецификациях- как разведчик, ночной истребитель, бомбардировщик, торпедоносец и т. д. Суммарно было построено более 7700 экземпляров. Самолет оставался на вооружении многих стран даже после завершения войны.
Вместо этого нам продолжали передавать в основном уже устаревшую технику. Скажем те же истребители семейства Hawker Hurricane. Поэтому сегодня мы остановимся подробнее на тех самолетах, которые были переданы нам минимальной партией, либо же поставлялись в единичных экземплярах для ознакомления. К примеру, уже отмеченный выше скоростной бомбардировщик De Havilland Mosquito (а именно модификация В. IV), как раз и был таким штучным и редким изделием. В Советский Союз он попал в середине апреля 1944 года. После чего единственную машину передали на всесторонние испытания (ведущим летчиком при этом назначили Н. С. Рыбко). Однако, 15 мая при перегонке из ЛИИ НКАП в НИИ ВВС бомбардировщик получил серьезные повреждения при посадке. После этого он был разобран на составные элементы и отправлен для подробного изучения в соответствующие институты и смежные организации. Тем не менее, по итогам уже проведенных испытаний и было принято решение о заказе крупной партии (1200 единиц), заявку на которую отклонили наши союзники. Рассматривался также вопрос и воспроизводства "москито" на советских заводах, но организовать его ввиду отсутствия необходимых технологий и материалов оказалось невозможно.
Что же касается тех самолетов, которые были поставлены малой серией, то в первую очередь можно отметить американский разведчик Curtiss O-52 "Owl". Не так давно на канале уже вышел подробный обзор по этому изделию, поэтому заинтересованным читателям рекомендую с ним ознакомиться (Ссылка на статью). "Сова" оказалась в числе тех машин, которые устарели еще на момент принятия на вооружение. Американцы их определили на второстепенные роли, а заодно и нам передали небольшую партию. Тем не менее, это был надежный разведчик и корректировщик, который мог успешно справляться с поставленными задачами. Конструктивно он представлял собой одномоторный свободнонесущий цельнометаллический высокоплан с убирающимся шасси. Всего в Советский Союз попало 19 таких машин, которые эксплуатировались сначала военными, а затем и гражданскими специалистами.
Еще одним редким иностранным самолетом, который попал в Советский Союз, был и британский бомбардировщик (а также торпедоносец) Handley Page Hampden. Его разработали еще в середине тридцатых годов и активно применяли на начальном этапе Второй Мировой войны. Всего было выпущено чуть более 1400 экземпляров, что было довольно скромным показателем. Конструктивно он представлял собой двухмоторный среднеплан с разнесенным двухкилевым оперением. Говорить и о каких-то выдающихся характеристиках этого бомбардировщика не приходилось. В начале сороковых годов самолет уже устарел. Что же касается его боевого применения в Советском Союзе, то можно отметить следующие факты. В сентябре 1942 года небольшую группу этих самолетов разместили на одном из аэродромов под Мурманском. Они должны были использоваться для сопровождения конвоя PQ-18. После завершения этой операции, из-за сложности обратного перелета, англичане решили передать эти торпедоносцы советской стороне. В итоге 23 машины были включены в состав 24-ого минно-торпедного авиационного полка авиации Северного флота. С переменным успехом их использовали примерно до середины следующего года. Применялись они как для нанесения бомбовых ударов по прибрежным целям, так и для уничтожения кораблей противника. Постепенно эти британские торпедоносцы выходили из строя или были потеряны в ходе боевых действий. Их эксплуатация не была легкой, ввиду постоянной нехватки оригинальных запчастей и необходимости их замены советскими аналогами.
Продолжение следует...
При написании данной статьи использовались материалы со следующих источников: http://www.airwar.ru/, http://allaces.ru, https://airpages.ru/, https://waralbum.ru/, https://cs.wikipedia.org/, книга В. А. Багратионов. Крылья России, книга В. Р. Котельников. Ближние разведчики, корректировщики и штурмовики 1939-1945 годов, журнал Мир Авиации, журнал Крылья Родины.
Уважаемые читатели, подписывайтесь на канал, ожидайте новых публикаций. Ознакомиться с полным каталогом наших статей вы можете здесь (Ссылка на публикацию).