В далеком и не очень светлом будущем цивилизация скатилась чуть ли не до племенного строя с весьма суровыми порядками. Есть два племени – надземное и подземное, более свободное. В первом неугодных членов общества скармливают чудовищу. А чтобы не попасться ему на зуб – нужно пройти испытания и доказать соплеменникам свою полезность.
Герой должен получить статус охотника и прикончить гигантскую птицу. У героини задачка посложнее – вернуть людям магию. Большую часть книги линии персонажей идут независимо.
На что похожа книга? Был такой хороший фантаст Владислав Крапивин. Его герои (почти всегда дети) ссорились, мирились, отправлялись куда-то в даль, а финал часто наступал сам собой. Главный злодей мог погибнуть от того, что дети нажали на кнопку или в него кинули мячиком. Зато, при сходстве сюжетов, менялись жанры: фэнтези, космическая фантастика, параллельные миры.
И знаете, у него неплохо получалось в отсутствие тотального дефицита фантастической литературы.
Многие его книги были похожи друг на друга, но он был почти монополистом в юношеской ветке фантастики.
Дети против чудовищ
Ну так вот, роман поначалу напоминает именно Крапивина. Помнится, в тех же «Детях синего фламинго» в качестве испытания герою нужно было побороть чудовище.
Самая главная интрига книги – она и не интрига вовсе. Магические артефакты, идолы и камни силы – это технологии, оставшиеся от рухнувшей цивилизации. Но по факту, это фэнтези, и без натяжки. Многие из героев обладают магией – например, способностью распознать неудачника. А неудача в свою очередь тоже магия, и заразна.
Но так как роман тяготеет к научной фантастике, условности фэнтези (монстры, магия, катакомбы) более заметны.
В самом начале кажется, что книга совсем уж про детей. Но после первой главы повествование отправляется на долгие 9 лет вперед. А под финал они описываются как «мужчина и женщина», но ведут и ощущаются они часто как дети.
Два героя с параллельными линиями в не самой длинной книге – это, поначалу, кажется многовато. Вообще, в большинстве Young Adult книг – один герой или героиня. Ибо так проще и автору, и читателям (хотя недавно мы обозревали книгу, где два героя (обоего пола), но там они до чертиков похожи, а история топчется на месте).
Не всем персонажам получается сопереживать, чему способствуют нетипичные имена.
Соплеменники героев – дикие и кровожадные. Практикуют человеческие жертвоприношения, а старая злая знахарка – одна из лидеров мнений в племени.
При этом, вроде как с героиней у нее сложились какие-то отношения. Перед побегом девочка была ее лучшей ученицей. И вот, напряженная ситуация, старуха возвращается и видит, что подопечная ее грабит… Но вместо эскалации конфликта она лишь грубо прогоняет ее (что девочке и было надо). Как говорилось в сказке дядюшки Римуса, делай со мной все, что хочешь, только не бросай меня в терновый куст.
Таких недотянутых или незапланированно комичных моментов хватает. Например, герой долго добывает голову чудовища, чтобы всем доказать, что он великий охотник… А её попросту выкидывают. Это все равно, что если бы Артур вытянул из камня меч, а потом бы его сдали в металлолом.
В определенный момент у героини появляется спутник-шаман (кстати, нестарый), и они отправляются решать загадки в подземельях. Но любовная линия не задается. У шамана нет особых чувств к героине, он апатичен, в нем мало чего интересного... Кроме того, что соплеменники держат его за людоеда.
Зло, которое жаль
С антагонистами тоже не все гладко. Если кого-то выделять, кроме монстров и старухи-знахарки, то остается заносчивый односельчанин, собирающийся стать вестником. Не злодей, а мальчик для битья. В какой-то момент его начинают называть просто "неудачником" (в книжной вселенной это реальный статус, кстати).
В самом начале паренек получит по носу от героини. И правильно, нечего на чужое добро посягать, даром, что ворованное. На тот момент мы его плохо знаем, и еще не успели возненавидеть. Потом он получит по больному носу во второй раз уже от героя. А ближе к концу по глазам. А когда обуреваемый местью злодей ползет с острой железкой, почему-то вспоминается финал другой повести Крапивина, про ковер-самолет.
Изредка в тексте встречаются юморные моменты. Запомнились «глазастые» грибы, растущие на… Не будем писать на чем, вдруг кто-то ест, читая. Или, например, пишется, что девушка навсегда потеряла вкус к рыбе… Увидев утопленника. Прямо, тятя, наши сети притащили мертвеца! Если бы такого было больше, то это могло бы сбалансировать общий настрой и умерить пафос, что начинается прямо с заголовка.
Если кто ударит, то обязательно наотмашь. Постоянно фразы в духе «с жадностью утопленника, хватающего воздух», «позвоночник напрягся словно парус в шторм», «щупальца отчаяния», «рухнул как подкошенный». Хватает и тавтологий с аллитерациями: «пластины из пластика», «отсветы цвета», «следовало совершать последовательные», «вряд ли похвалят. Но ее хватит» и т.д.
И вновь продолжается бой
Слишком много пафоса в бытовой, в общем-то, истории. Оно и было бы уместней, если бы в книге решалась судьба человечества. Но роман даже не о спасении соплеменников – те относятся к героям довольно плохо и их не жалко – а о внутреннем росте персонажей. И тут бы подошло больше размышлений и духовных терзаний, а не описаний.
Детали, это конечно хорошо, если они друг другу не противоречат. В самом начале запоминается момент – описывается какой хитрый и задорный мальчик на вид. «Лицо его пряталось под маской нахальства, но глаза выдавали». И тут же поправочка, что у него на лице кровоточащий порез от ножа… После ножевого ранения настроение будет столь паршивое, что никакой характер не прочитаешь!
Или вот грубая ругань в начале: «Послушай, *** конечно». И больше такое в книге не встретится ни разу! Персонажа это слабо характеризует, да и отечественных корней ни у кого не найдется. Это неуместно, как минимум.
Притом шокирующих моментов хватает, хотя в жанре Young Adult их рекомендуют избегать.
Представьте, что охотник, убивший мать Бэмби, его бы усыновил. Вот это – и есть главный герой! А еще в одной из сцен описывается, как младенца сжигают заживо.
Не надо печалиться, вся жесть позади
Кстати, к описанию книги добавлены своеобразные критерии – ключевые слова. Проверим же каждый на соответствие заявке:
ПОСТАПОКАЛИПСИС
Приставка «пост» подразумевает «после». Тут попытка заглянуть в будущее получилась настолько после, что потерялись почти все связи с прошлой цивилизацией и ее падением. Особых признаков жанра, вроде безумных банд, нашествия зомби и мутантов, радиации и прочего вы не встретите.
МАГИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ
Они есть. Герои постоянно лезут в гробницы за артефактами, разгадывают загадки, реже сражаются с монстрами. А вот магия выражена гораздо слабее, о чем ниже.
НЕОБЫЧНАЯ МАГИЯ
Магия заключается в татуировках на персонажах и дает не атаку огненным шаром, например, а способности, не сказать, что супергеройские.
НЕОЖИДАННЫЕ ПОВОРОТЫ СЮЖЕТА
То, что после первой главы сюжет скакнет на 9 лет вперед – это очень неожиданно. То, что один из персонажей – мерзавец, мы знаем с самого начала. Да и остальные не торопятся перевоспитываться. То, что спутник героини шаман имеет репутацию людоеда, но на самом деле не людоед, не сказать, что неожиданно.
СИЛЬНАЯ ГЕРОИНЯ
Вот в этом не откажешь. Ломится как танк, катком укатывая сюжет. В целом сильных героинь тут куда больше, чем героев – та же знахарка или капитанша.
СИЛЬНЫЙ ГЕРОЙ
Он даже послабее, и чаще травмируется.
КНИГИ СКАЧАТЬ
Книга есть во всех форматах, не исключая аудио!
ПРИКЛЮЧЕНИЯ
СМ. пункт 2.
ВЫЖИВАНИЕ
Вот это одна из главных изюмин книги. Часто вместо истории прошлого мира нам дают рецепты снадобий из вымышленных растений. Грибы ли чистятся, туша освежевывается или надо что-то заварить – все очень подробно опишется. И ингредиенты, и способы.
А еще в книге много иллюстраций, и неплохих. Если попросят охарактеризовать книгу двумя словами, то в голову придет «суровый трибализм». Ибо в племенном строе, где живут герои, не до шуток и особых поводов для радости. В отличие от многих Young Adult книг романтическая линия слабо развита. Но главное не это, а духовное и профессиональное взросление героев, чтобы в конце перейти из статуса «презираемых» в «уважаемые». Причем идея карьерного роста подчеркивается подробными описаниями способов и рецептов, при помощи которых герои пытаются выжить и добиться целей.
Стиль получился слегка пафосным, иные обороты (например, «рухнул как подкошенный», «виновники торжества») лучше оставить в прошлом веке. Но в целом все довольно доходчиво. Главное воспринимать книгу именно как фэнтези. И тогда многие условности становятся простительными. Хотя конечно основная загадка - истинное предназначение и происхождение артефактов прошлого - она скорее для героев, нежели для читателей. Но радует, что книга не заканчивается словами «Конец первой части» или «Продолжение следует», а вполне себе самостоятельная.
Прочитать книгу можно ЗДЕСЬ.
Благодарим Вас за внимание! Будем рады любым Вашим оценкам или комментариям! У нас так же есть рецензии на другие книги в жанре постапокалипсиса. Например, на «3емлю 2252» Сергея Куца. Или ее продолжение.