После выхода альбома «Reise Zum Mittelpunkt Des Menschen», за который Stern Meissen была присуждена Национальная художественная премия ГДР, стало ясно, что идеи и потенциал, накопленные группой в 70-х, исчерпаны. Без конца эксплуатировать тему «классического» клавишного арт-рока, поднятую на предельную высоту такими его корифеями, как Кит Эмерсон, Рик Уэйкман или Манфред Мэнн, стало невозможно. Требовалось найти новые формы, приемы, звучание и музыкальные образы. Характерно, что примерно в то же время с аналогичными вызовами столкнулись и гиганты прога — Genesis, Yes, Rush, Jethro Tull… Выход многие из них нашли в возвращении к песенным формам и некотором упрощении звучания. По этому пути пошли и «майсенцы».
Но сначала, осенью 1980 года, еще до выхода в свет «Путешествия», состав группы усилился гитаристом и скрипачом Уве Хассбекером (Uwe Hassbecker), который не успел принять участия в записи четвертого лонгплея ансамбля, но зато полноценно поработал над пятым. Поэтому знакомство с вышедшим в начале 1982 года альбомом «Stundenschlag» (Бой курантов) мы начнем с номера «Das Paar» (Пара), в котором на первом плане звучат и гитара, и скрипка новобранца:
Другими наиболее значимыми треками с этого релиза были две песни авторства Мартина Шрайера — «Also was soll aus mir werden» (Что же будет со мной):
Ютуб-канал
и «Leben Möcht' Ich» (Я хочу жить), которую он сам же и спел:
Ютуб-канал Lufimusic
В целом альбом «Stundenschlag» получился достаточно удачным, хотя и неоднородным — наряду с полноценными проговыми композициями на нем присутствовали и более простые, «радиоформатные» номера. Пластинка неплохо продавалась, но все равно чувствовалось, что она — «переходный продукт», и далее группе придется-таки выбирать, в каком направлении двигаться. Часть музыкантов — Фисслер, Крамер, Курцхальс и Бем — хотели остаться на более престижной, хотя и теряющей «население» территории прогрессивного рока. Менеджер Зайдель, Шрайер, ставший официальным руководителем ансамбля и владельцем студии, в котором «майсенцы» записывались, а также примкнувшая к ним «молодежь», настаивали на движении в сторону более коммерчески привлекательных поп-рока и «новой волны». В результате победила вторая тенденция, а «старики», кроме Томаса Курцхальса, продержавшегося еще пару лет, покинули группу. Им на смену была рекрутирована пара опытных бойцов, знавших толк в том, как добиться успеха в мире рок-н-ролла — Петер Ферстер (Peter Förster), барабанивший до этого в группе Reform, и певец Ральф Шмидт (Ralf Schmidt), сделавший удачную сольную карьеру под псевдонимом IC Falkenberg. Команда немедленно начала концертную деятельность и одновременно работу над новым материалом, бОльшая часть которого принадлежала ее последним новобранцам.
В 1984 году началась работа над новым лонгплеем Stern Meissen, затянувшаяся почти на год и в процессе которой в составе группы продолжались изменения. На место Ферстера пришел Маттиас Филипп (Matthias Philipp), который в традициях ансамбля не только барабанил, но и пел. Курцхальса и Крамера, поучаствовавших в записи пары треков каждый, сменил за клавишами Андреас Бикинг (Andreas Bicking), сходу ставший одним из основных композиторов ансамбля. Получившийся в результате альбом «Taufrisch» (Росистый), вышедший в середине 1985 года, оказался окончательно непохожим на все, что «майсенцы» делали до сих пор, и далеким от прога. По сути это был поп-рок с короткими, подходящими для проигрывания на радио песнями, простенькими мелодиями, жесткими ритмами и навязчивыми электронными барабанами. Как пример — номер «Harlekin» — один из лучших (!) на этом релизе:
Ютуб-канал Maxis Maximal
Единственным «светлым пятном» на этой довольно слабой (на наш взгляд) пластинке, был заглавный трек, хоть чем-то напоминающий прежние работы ансамбля:
Ютуб-канал Kari Perry
После выхода «Taufrisch» «старики», включая «Бимбо» Разима, окончательно покинули Stern Meissen, оставив Шрайера и Зайделя «заколачивать бабки» с новой командой, куда были немедленно рекрутирован новый басист Аксель Шефер (Axel Schäfer), а через некоторое время — второй гитарист Михаэль Лерманн (Michael Lehrmann) и очередной поющий ударник Франк Ширмер (Frank Schirmer). Путь, проделанный «майсенцами» в восьмидесятые, наглядно отразило выступление группы на фестивале «Сопот-86»:
Ютуб-канал Nickolay Sosonkin
Вот так — от ELP к Duran Duran…
Логичным завершением эволюции Stern Meissen стал вышедший в начале 1987 года альбом «Nächte» (Ночи), все номера которого были сочинены Шмидтом или им же в соавторстве с Бикингом. Пластинка была заметно более «рОковой», чем предыдущая работа группы, и могла бы считаться очень даже неплохой, если бы не одно «но». Это был скорее IC Falkenberg und Co, чем Stern-Combo Meissen или даже «усеченный и облегченный» вариант группы. Вот пара номеров с этого релиза — «Ich bin frei» (Я свободен):
Ютуб-канал heike75
и «Schönheit» (Красота):
Ютуб-канал Maxis Maximal
1988 и 1989 годы прошли в зарубежных гастролях и турах по ГДР вместе с молодыми звездами восточногерманского рока — Ральфом Бурси, Inka, P 16 и ROSALILI. С финансовой точки зрения все было в порядке, а вот с творческой… Короче, 9 октября 1989 года состоялся последний концерт Stern Meissen (на котором, кстати, за ударными восседал Клаус Шарфшвердт из Puhdys). А вскоре не стало и ГДР…
Продолжение следует...
Автор заметки - МЮ.
#музыка #рок #stern-combo meissen #демократик-рок #музыкальные альбомы #гдр