Найти тему
Оксана Воронцова

Бедность.

Москва. 2021.
Москва. 2021.

Хорошо, что сумка на колёсиках. Весь нехитрый скарб еле разместился, ограниченный только объективной конфигурацией «торбы». Мысленно бегу, стоя на движущемся по кругу замкнутой цепи эскалаторе, прислушиваясь к шуму приближающегося состава. Успею? Успею! В метро, как всегда, многолюдно и одиноко. Никто никому не интересен, а взгляды, случайно пересекающиеся в этом подземном пространстве, вспыхивают лишь на секунду, возвращаясь в следующее мгновение снова вглубь себя. В новом вагоне с необходимым набором благ цивилизации можно увидеть «яркие» новости (любезно соответствующие формату «клипового мышления» среднестатистического потребителя) на ярком экране подземного монитора. Можно зарядить мобильник, чтобы также увидеть эту «яркость» на своём персональном экране. Новости можно выбрать в зависимости от предпочтений «яркости» и технических возможностей гаджета, ограниченных только состоянием зрения потребителя.

Плюхнувшись на свободное место, планирую свой дальнейший маршрут. В этот момент замечаю напротив грязные ногти и такие же грязные одутловатые руки. Бабуля спит, склонив голову, наверное, не первый круг в московском метро. Её не тревожат, так как не замечают. Точнее стараются не замечать. Точнее стараются делать вид, что не замечают. «Яркости» тому, что я вижу напротив, придаёт контраст грязно-серого силуэта, олицетворяющего бедность, и яркого рекламного поста научно-фантастического романа Дмитрия Глуховского с незатейливым названием «Пост». Картинка напротив замиксована в единое целое, словно цепь эскалатора, информацией о том, что Глуховский – автор нашумевшего романа «Метро 2033». Сон бабули «охраняет» мужчина с оружием в руках, безумный взгляд которого «горит», словно звёзды Кремля. Действительно, почти «метро 2033», почти постапокалиптичность.

Я думаю о том, сколько ей лет и как она здесь оказалась. Была ли она счастлива в своей прошлой жизни и почему судьба привела её сейчас именно сюда? В моей голове крутится фраза «poverta non e colpa», а также какие-то факты о видах бедности, один из которых — субъективная бедность. Эта концепция основана на том, что только сам индивид может определить, беден он или нет. Думаю, что помимо экономических, можно было бы учитывать при этом духовный и интеллектуальный критерии.

Копенгаген. 2008.
Копенгаген. 2008.

Собственно, лики бедности проступают сквозь полотно яркой, сытой, то есть «богатой» жизни в любой стране. По-своему.

Копенгаген. 2008.
Копенгаген. 2008.

В 2008, находясь на экскурсии в Париже, я случайно сфотографировала дом, на последнем этаже которого располагалась шикарная квартира Алена Делона. Верхние этажи, полностью занятые недвижимостью легендарного актёра, утопали в зелени зимнего сада. Экскурсовод завороженно рассказывала о «бедном» секс-символе, который так и не встретил истинную любовь на протяжении всей своей жизни, несмотря на множество любовных романов. О бедности французского мачо в самом простом и, поэтому, главном смысле этого слова, свидетельствовало и то, что квартира чаще всего пустует. Хозяин практически в ней не живёт, предпочитая загородную жизнь в «глуши» со своей собакой: «Я ненавижу современных людей и наш сегодняшний мир. Меня от него воротит. Сегодня всё фальшивка, всех интересуют только деньги. Никто не держит слова, каждый день сообщают о новых преступлениях. Я покину этот мир без сожалений».

Париж. 2008.
Париж. 2008.

В объектив моего фотоаппарата случайно попал лежащий на земле мужчина – какой-то бедняк или бомж, как принято говорить о таких. Позже, остановившись в этом районе на ужин, мы столкнулись с ним. Он услышал русскую речь и подошёл. Да, он действительно не имел постоянного места жительства и постоянного дохода. Но он не просил денег. Он поведал страшную историю о том, как он обеднел, потеряв всё: жену, детей и своих близких. Поэтому жизнь с её внешними благами и общепринятыми критериями бедности и богатства перестала для него существовать.

…моя станция. Выходя из вагона метро, я сфотографировала бабулю, которая, как и вся эта мизансцена, напоминала какую-то бутафорию. Позже, рассматривая фото, я заметила игрушечного медвежонка, сопровождавшего с остальным скарбом свою хозяйку. Помещённый в пакет с надписью «Всё, что нужно для здоровья», он, не желая оставаться в темноте, постоянно стремился выбраться наружу. Туда, навстречу яркому миру, где действительность давно потонула в огнях дорого украшенных витрин и наряженных обывателей, маскирующих свою бедность различными атрибутами, соответствующими самым последним современным представлениям о богатстве.

Копенгаген. 2008.
Копенгаген. 2008.