Найти тему
Максим Бурмистров

Миниатюрная железная дорога из ГДР. Часть 19. С чего начиналось немецкое PIKO и при чем тут Россия?..

Серьезное собирательство старинных (именно так!) моделей железных дорог из ГДР фирмы ПИКО привело меня в какой-то момент к замечательному экземпляру вагонного парка – серенькой и в принципе, невзрачной цистерне с надписью на покатом боку «DERUNAPHT». Но если вид у вагончика «никакущий», это отнюдь не означает, что предмет нельзя считать бесценным коллекционным раритетом с крайне любопытным провенансом!
Закон антиквариата, особенно антиквариата тиражного (а никто, наверное, не станет отрицать, что модели железных дорог из славной страны ГДР и есть как раз такой антиквариат - "массовый", выпускавшийся в прошлом веке тысячами экземпляров), звучит очень просто:
чем меньше сохранилось экземпляров, тем каждый из них ценнее!
В логике этой аксиомы вагон, который я хочу представить вашему вниманию, безусловно, один из самых редких, так как он выпускался фирмой PIKO на заре своего бытия, он из первых послевоенных серий. И я рад, что мне выпало однажды счастье его приобрести.
Но, довольно болтать без умолку, знакомимся - цистерна с загадочной и звучной надписью:

Называйте меня просто: РАР.
Называйте меня просто: РАР.

Ну да, а кто поспорит: рар, он и есть рар, одначе, пока оставим это знание в сторону, оглядимся, осмотримся.
Почти сразу становится понятно, что мы вновь оказываемся в «карболитовом царстве», сама цистерна отлита из этого доступного (в то время) материала и окрашена в строгий мышиный цвет, колористическую уныльщину разбавляют только грубовато размалеванные коричневым «деревянные» подставки под емкость, черная "информационная табличка" и крышка на горловине цистерны.
Но этот вагон уже тогда претендовал на некую эксклюзивность в экстерьере – ведь у него в отличие от еще одной желтой цистерны (тех же дремучих времен) уже имелась лестница и платформа с поручнем возле заливной горловины!

Металлическая лестница и платформа – уникальные приметы времени, когда все было примитивно, но ужо имелось стремление к совершенству.
Металлическая лестница и платформа – уникальные приметы времени, когда все было примитивно, но ужо имелось стремление к совершенству.

Признаюсь честно в содеянном преступлении: вагончик мне достался полностью комплектный, и у платформы сверху еще имелся «П»-образный поручень. Другое дело, что за время бытования вагончика он несколько раз заминался и каждый раз выправлялся бывшими владельцами, отчего металл в месте сгиба «устал» и покрылся характерными трещинами, предвестниками полного излома. Хватило моего небольшого усилия, чтобы неизбежное довершило процесс разрушения и поэтому поручень отныне хранится в упаковочной коробке, но факт остается фактом: даже в таком состоянии вагон представляет коллекционную ценность, на мой взгляд - исключительную.
В серию такие «мыши» вышли… в 1951 году, ими укомплектовывались первые наборы, именуемые «PICO-EXPRESS» и я вновь обращаю ваше внимание, что тогда название компании писалось не через «К», а через «С», что и находит свое подтверждение в маркировке, выдавленной на жестяном брюшке вагона:

Днище простое, но главное тут – маркировка!
Днище простое, но главное тут – маркировка!

И коль уж вагончик лег у нас на бок, оценим сразу архаику конструктива. Как уже было сказано, литая карболитовая цистерна (тяжеленькая!) винтами крепилась к жестяной платформе. Из карболита отлиты и накладные буксы, а также, похоже, и сами колеса.
Любопытственно, что сцепки у вагона абсолютно лишены боковой подвижности, жестяные лепестки приварены к платформе, а сам сцепной механизм выполнен грубо и кривовато, из проволоки, как будто «на коленке»!

Сцепки в то древнючее время еще не имели возможности смещаться вбок и выглядели просто феерически топорно.
Сцепки в то древнючее время еще не имели возможности смещаться вбок и выглядели просто феерически топорно.

Очень интересны буфера! Здесь они… алюминиевые, вручную выточенные на токарном станке и затем окрашенные в «радикально черный» цвет! Пухленькие, смешные, "грудастые", они просто являются отражением своей эпохи в истории моделизма, где сейчас встретишь такой «мезозой»?

Буфера из алюминия – супер решение, созвучное времени!
Буфера из алюминия – супер решение, созвучное времени!

Буксы тоже примечательны своим топорным исполнением, но для меня лично это и есть фетиш, который стоит того, чтобы его собирать и платить порой совершенно странные деньги. Да, ребята, это вам не современные модели, где в буксовом узле может открываться крышка для закладки смазки, здесь все, как в каменном веке, но в то же время, уже с претензией, даже головки болтиков видны!

Как же все просто и незатейливо, но в этом цимус подобных раритетов.
Как же все просто и незатейливо, но в этом цимус подобных раритетов.

Модельку, несмотря на простоту, можно долго вращать в ладонях, подсматривая «тонкости» в технологии изготовления, например, любопытно увидеть, что платформа тут сделана «вафелькой», она двухслойная, или то, к примеру, что лестница фиксируется при помощи загиба двух кончиков металла, торчащих нелепо снизу в виде пары заусенцев. А что вы хотели? Это ведь 1951 год, шесть лет после войны, которая для Германии завершилась сами понимаете, чем, но тем не менее, люди шли вперед и помнили, что детские игрушки очень нужны, особенно такие, которые и развивают ребенка и могут дать его детскому увлечению вполне себе взрослое и очень нужное в восстанавливающемся народном хозяйстве, продолжение!
А что же провенанс? А провенанс тут крайне интересный. Вагон привез в Москву мой дилер, отыскав его «среди барахла, готовившегося к выбросу на помойку в одном из подвальных помещений частного магазина в Берлине, торгующего моделями железных дорог». На витринах этого заведения, одного из многих в столице Германии, где по словам моего товарища, "магазинов, торгующих моделями железных дорог гораздо больше, чем мясных лавок", сверкали бриллиантами новинки того времени, сверхсовременные и сверхподробно исполненные локомотивы и вагоны, а вот такие «пережитки прошлого», от которых немцы на том временном этапе попросту избавлялись и чуть ли не стыдились их присутствия, не раздумывая «пускали в расход» и уж конечно, никто и думать не хотел о том, чтобы их коллекционировать, собирать, искать, беречь!
Славный был момент, чего сказать! И я им воспользовался: как говорится, было ваше, станет наше, только потом, чур, локотки не покусывать, поезд безвозвратно уйдет.
Так вагончик был чудесным образом спасен от помойки и забвения, а я обрел отличный экземпляр для продолжения коллекции модельных древностей.
Но самая главная интрига этой цистерны в другом. В чем же? Да в надписи! Но прежде, чем мы перейдем к смысловой нагрузке, присмотритесь и удивитесь тому, как вообще это «тарабарское» слово нанесено на поверхность бочки. Видите более темный прямоугольный контур вокруг всей надписи? Уже догадываетесь, что это такое, а?.. Правильно – это… переводная картинка! Немыслимо сегодня, да и для тех времен – остроумная выходка, экзотика, но, как оказывается, и подобный способ нанесения надписей был вполне возможен в фабричных условиях!
А теперь – к смыслу. Сначала я думал, что слово «Дерунафт» имеет какой-то простой и примитивный, как и сам вагон, перевод. Ну что-то типа «солярка», «нефрас» или, на худой конец, «скипидар», одним словом, какое-то производное процесса нефтепереработки, но на поверку то оказалось, что это полная бессмыслица!
Да, это могло быть название компании, но в истории ПИКО имена фирм на вагонах всегда были «универсальными» в смысле их всенародной узнаваемости! Вспомним, например, «SHELL», «MINOL», «BP» и так далее, но «DERUNAPHT», простите – это с какой-то другой планеты, абракадабра какая-то!
А выяснилось, что никакая это не «кадабра», а… название немецко-советского совместного предприятия по доставке и обработке нефтепродуктов и расшифровывается оно очень просто: De – от deutsche, Ru – от Russian и napht – от naphtha (нефть)! Представляете? То есть уже в первые годы своего существования будущий гигант детской игрушечной индустрии по своей воле, или по рекомендации соответствующих товарищей-идеологов, но заявлял в своей продукции о дружбе между советским и восточно-немецким народами, а мне казалось, что к этому фирма ПИКО подошла в гораздо более позднее время, а до этого момента копировала и воспроизводила абсолютно все, включая «ненавистные» капиталистические образчики подвижного состава из Америки и такой же капиталистической части Европы, но только ничего - из Советского Союза! И в этом смысле вагон этот тоже уникален, ведь он открывает связь продукции ПИКО с СССР, самым главным, в будущем, потребителем продукции фирмы и как говорится, это очень символично!

Еще раз полюбуемся, но тема не закрыта!
Еще раз полюбуемся, но тема не закрыта!

На этом позвольте откланяться, благодарю вас за внимание, но рассказ о первых моделях вагонов от ПИКО я надеюсь продолжить в ближайших публикациях на эту животрепещущую тему, следите за движением текста на канале!

Друзья, прошу поддержать канал лайком и комментариями! Вы помогаете мне двигаться дальше!

Другие материалы, посвященные моделям железных дорог из ГДР Вы можете прочитать тут:

Часть 1. Игрушечная железная дорога из ГДР: мечта любого мальчишки!

Часть 2. Каталоги продукции - ценный коллекционный материал!

Часть 3. Каталоги: что выпускала компания PIKO и не только.

Часть 4. Каталоги конца эпохи и редкие издания.

Часть 5. Локомотивы-легенды.

Часть 6. "Доисторический" моторный вагон.

Часть 7. Самый загадочный паровоз PIKO.

Часть 8. Электровозная тяга шестидесятых.

Часть 9. Самый распространенный и самый редкий паровоз из семейства BR80.

Часть 10. Электровоз Е46 - карболитовая жертва унификации.

Часть 11. Паровозы-короли дорог!

Часть 12. Исключительная редкость - монорельс от PIKO!

Часть 13. По вагонам!

Часть 14. Запутанная история одного из самых интересных вагонов прошлого столетия.

Часть 15. Вира помалу!

Часть 16. Нападение ковбоев на поезд с деньгами, или мы еще поиграем в индейцев!

Часть 17. Карболит - это наше всё!

Часть 18. Мой любимый паровоз, лучший для игры!