Найти тему
Психолог Марина Володина

Двойные послания от родителей в детстве, ведущие к психологическим проблемам

Процесс общения сложен и многогранен. Задумывались ли Вы, насколько часто мы сталкиваемся с людьми, слова которых несут одну информацию, а мимика, взгляд, поза, жесты и поступки – противоположную? Двойные послания – тупиковая ситуация, особенно когда это касается воспитания. Противоречие в поступках и словах, непоследовательность, ложь или утаивание истинных чувств и стремлений наносят огромный вред личности ребёнка и дезориентируют его. Иногда длительное нахождение в такой ситуации вызывает психические расстройства.

Примеры:

  • Мама на людях хвалит ребёнка, хвастается его успехами. Но при общении с сыном постоянно критикует, ругает, обесценивает, унижает.
  • Родители демонстрируют любовь, заботу и понимание, но всячески препятствуют формированию их самостоятельности: «Мы тебя очень любим и во всём поддержим, но куда ты без нашей помощи? Разве у тебя что-то получится? Ты должен всё с нами обсуждать и согласовывать».
  • В семье создаётся видимость равноправия, но мнение детей не учитывается: «Что ты об этом знаешь? Мал ещё. Слушай, что взрослые говорят».
  • Родители постоянно ссорятся, кричат друг на друга и на детей, а детям голос повышать запрещено.
  • В семье постоянно лгут, а ребёнка наказывают за обман.
  • Родители не имеют согласованного мнения о воспитании. Папа говорит: «Никуда ты вечером не пойдёшь. Рано ещё гулять в такое время». Мама соглашается с ним, а потом отпускает ребёнка, если папа не узнает.

Чаще всего двойные послания несёт тот родитель, который с ними вырос. Ребёнок в подобной ситуации чувствует растерянность: «На какое из посланий реагировать?». Он пока не имеет смелости спорить, да и аргументов маловато. Он зависим от взрослых и не может разорвать общение, тем более, что он любит родителей и хочет им угодить. Выход один: пытаться выполнить все послания. А это невозможно, потому что послания противоречивы. Ребёнок тревожен, чувствует вину, проявляет агрессию или «уходит в себя».

Взрослея, такой человек не умеет выстраивать партнёрские отношения, боится «не соответствовать», воспринимает любое послание буквально, без анализа. У него наблюдаются перепады настроения, страх перед будущим, ощущение беспомощности в новой ситуации.

Борясь с внутренним напряжением, ребёнок может изолироваться от общества или стать зависимым. У него может сформироваться  шизоидная, нарциссическая или истероидная акцентуация, развиться пограничное состояние или шизофрения. Исследования семей, в которых встречались заболевания шизофренией, показывают, что в них используются травматичные способы воспитания, в том числе и двойные послания. Мать говорит ребенку о любви, радости, счастье быть вместе с ним, а на самом деле чувствует равнодушие, злость, раздражение. Стремление быть идеальной матерью блокирует негативные чувства (как я могу злиться на своего ребенка?), но они никуда не уходят и «вылезают наружу» жестами, тоном, действиями. Ребенок, находящийся в ситуации противоречивых посланий и эмоционально фальшивых сообщений, хочет спрятаться от подобного контакта в себя и таким образом защититься. Он чувствует сомнение и гнев, обиду и растерянность. Но выразить их не может (это же мама!). Его психика расщепляется на «плюс» и«минус», что и является одной из проблем шизофрении — расщепление и черно-белое мышление.

Только умение анализировать и безопасно проявлять свои чувства и чувства ребёнка, можно найти их связь со словами и поступками.