Воздушный таран — крайне опасный технический прием воздушного боя. Для выполнения такого маневра пилот должен был отлично владеть машиной, обладать изрядным мужеством, быстротой реакции и хладнокровием.
Среди советских авиаторов таран получил широкое распространение во время Великой Отечественной войны. Его применяли, если был израсходован весь боекомплект, отказало вооружение или не оставалось времени на повторную атаку, а вражеский бомбардировщик готовился к сбросу снарядов.
Только 22 июня в первый день войны официально зафиксировано шестнадцать случаев уничтожения немецких самолетов при помощи тарана. За всю войну пилоты Красной армии провели более полутысячи таранных ударов, большая их часть пришлась на самые тяжелые первые два года. Около 63% летчиков оставались в живых, выпрыгивая с парашютом или совершив аварийную посадку. В некоторых случаях самолеты получали незначительные повреждения и даже могли продолжать вести бой.
Таран не производился тем единственным способом, как обычно показывается в кинофильмах – «лоб в лоб». Существовало несколько способов вывести из строя самолёт врага. Часть из них хоть и оставались очень опасными, но давали реальный шанс на выживание атакующего лётчика и даже его воздушной машины.
Удар винтом по хвосту вражеского самолета был самым распространенным и наименее опасным для летчика. 10 августа 1941 г. в небе над окраинами Москвы лейтенант Алексей Катрич винтом своего истребителя протаранил хвост немецкого самолета-разведчика, чтобы не дать тому уйти с собранными разведданными. Это был первый таран, совершенный на высоте около 9000 м. При этом советский пилот благополучно приземлил поврежденный самолет.
Этим же способом трижды таранил немецкие самолеты знаменитый советский летчик старший лейтенант Борис Ковзан, и во всех трех случаях он не только сумел выжить, но и посадил свою машину на землю.
Советский пилот Алексей Хлобыстов применил другой вид тарана. В одном бою он уничтожил двумя таранными ударами правого крыла пару Мессершмиттов и смог вернуться на свой аэродром. В истории авиации это единственный подобный двойной таран.
Этот же способ применил 28 сентября 1941 г. над Черным морем старший лейтенант Александр Карасев. Во время боя у истребителя отказали пулеметы, он дважды попытался протаранить винтом хвост противника, но его отбрасывало воздушной струей. Только с третьего захода Карасеву удалось протаранить Юнкерс крылом. От удара его выбросило из самолета, но он смог раскрыть парашют и приводниться недалеко от берега, летчика подобрал советский катер.
Самый опасный вид — таран фюзеляжем, чаще всего его наносили в лобовом столкновении. В этом случае большинство летчиков погибало, но бывали и исключения.
Таким способом 12 сентября 1941 г. в Сумской области протаранила Мессершмитт Екатерина Зеленко — единственная женщина, совершившая таран. Летчица погибла.
Свой четвертый таран летчик Ковзан совершил фюзеляжем в августе 1943 г. Раненого пилота ударной волной от столкновения выбросило из самолета. За 200 м от земли он смог раскрыть парашют и выжил, получив многочисленные переломы. После длительного лечения Ковзан вернулся в строй.
4 августа 1942 г. подо Ржевом уникальным способом провел таран летчик Ибрагим Бикмухаметов. Направив самолет в лобовую атаку, он совершил вираж и ударил хвостом своего самолета по крылу противника. Немецкий истребитель погиб, сорвавшись в штопор, а Бикмухаметов благополучно сел на землю.
Советские авиаторы использовали таран, когда все другие средства были исчерпаны или невозможны. Пилоты стремились выполнить боевое задание и уничтожить врага любой ценой. Но таран не был мгновением отчаяния, летчики осознанно шли на этот риск, стремясь при возможности остаться в живых и сохранить свой самолет.
Дорогие друзья, спасибо за ваши лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.