Время от времени с внучками пересматриваем школьные тетради их родителей и те неизменно поражаются схожести почерков. А дабы усилить их впечатление, показываю образцы правописания их бабушки и дедушки (благо, сохранились школьные песенники и письма): эффект - сродни разорвавшейся бомбы!
Невольно задался разрешением возникшей загадки. Действительно, а почему так? Сразу же появилось ряд предположений, которые выставляю на суд общественности, не будучи при этом уверенным, что попал в точку…
Первое, что сразу же приходит на ум. Схожесть почерка была обусловлена советской школьной программой, в которую неизменно в начальных классах входили уроки чистописания с неизменными прописями, где специальные тетрадки в косую линейку вырабатывали правильный почерк, а во главе угла стояла каллиграфия. Помнится, сначала учительница всех заставляла по прописям выводить карандашом каждую отдельную буковку и лишь потом (если получалось так, как надо) разрешала написать их перьевой ручкой (шариковая разрешалась только со средних классов). Это считалось верхом счастья! Потому-то полученную в советской школе тройку по чистописанию можно смело приравнять к современной пятёрке!
Как у нас сызмальства вырабатывали правильный ровный почерк? Техника перьевого чистописания слишком трудозатратная - ей свойственна максимальная нагрузка на пальцы и кисть. А ещё, чтобы добиться нужного результата, требовалось проявлять предельную внимательность и аккуратность (не заляпать чернилами тетрадь, не поломать перо, делать правильный нажим и т.п.). В противном случае приходилось всё заново переписывать. Вот и приходилось бедным деткам вольно-невольно стараться, дабы избежать «повторной попытки». Но были при этом и свои плюсы: как уверяют, чистописание перьевой ручкой позволяет отдыхать головному мозгу и сосредоточиться при письме.
А почему придавали важное значение умению писать разборчиво - большинство документов в советское время составлялись от руки. Да и отношение к тем, кто обладал завидным каллиграфическим почерком, было соответствующим: к примеру, во время армейской службы таким всегда находилось применение в штабе или на оформительской работе.
Если в школьном возрасте почерк ещё как-то удавалось удерживать на приобретённом на начальном этапе уровне, то с годами (при обучении в ВУЗе, на работе) он начинал видоизменяться, становясь небрежнее и малопонятнее для других. В отдельных случаях (написание важных бумаг, писем, открыток) приходилось сильно постараться, чтобы вспомнить первоначальные навыки чистописания и «тряхнуть стариной»!
Вторая схожесть, приобретаемая уже во взрослом возрасте и менее распространенная: единообразие почерков может быть связано с родом трудовой деятельности, например, со стенографированием, проектированием, черчением - там, где требуется унифицированное и общедоступное изложение письменного текста.
Времена меняются. Если раньше в первом классе всё первое полугодие выписывали лишь крючочки, галочки и палочки, за которые учитель снижал оценку, то сегодня от первоклашек начинают сходу требовать умение писать буквы и слова. И совсем неважно, как они это делают и что потом будет на выходе…
#ссср #образование в ссср #школа #интересное
Читайте мои предыдущие публикации на канале:
Вернется ли к нам купание голышом?
Трудности возрастных солдат в советской армии
Уйдут ли с наших кладбищ конфетки - бараночки?
Совхозы юности моей: рассматриваю старые фотографии и грущу… Часть 2
Уважаемые читатели, подписывайтесь на мой канал и рекомендуйте его своим друзьям! Проявляйте уважение к автору и друг к другу, воздерживаясь от откровенных оскорблений, хамства и мата в комментариях!