Найти тему

«Я как Гаспаров» или почему не нужно читать книгу Ширяева «Колодцы»

27 января 2022 года в Камчатской краевой научной библиотеке имени Семёна (sic!) Крашенинникова мильонам местных читателей была представлена книга Василия Ширяева «Колодцы»...

На Камчатке завёлся второй литературный критик.

Первым был Вячеслав Павлович Васильев — журналист, социолог, доктор исторических наук и целый профессор, автор посвящённых «камчатской литературе» книг «Здесь, за тридевять земель» и «Сквозь магический кристалл». Именно он ввёл в оборот термин «камчатская литература». И именно он причислил к этой самой «литературе» тьму и тьму симулякров.

Второй — это Василий Ширяев. Молодой — ему ещё нет полувека. Энергичный — публикуется в разных местах. (Правда, «камчатский» он лишь по местообитанью, о местных сочинителях у него ни словца, потому как здесь из живых можно писать всерьёз лишь о трёх литераторах, да и те пенсионеры.)

Василий Ширяев
Василий Ширяев

Василия в интернетах относят к критикам («русский писатель, литературный критик»). О его писательстве ничего не скажу, оставлю формулировку на совести «википедии», лишь пробормочу, что «Пурга» в «Языках Lavы» никаким образом писателем сделать не способна.

Библиотекарка Екатерина Самсонова представляет собравшимся Василия Ширяева
Библиотекарка Екатерина Самсонова представляет собравшимся Василия Ширяева

Почему не нужно читать вышедшую в прошлом, 2021-м году в маасковско-екатеринбургском издательстве «Кабинетный учёный» книгу «камчатского» «критика» Василия Ширяева «Колодцы»?

И что такое критика?

«Разбор, обсуждение, исследование, оценка».

Об этом я узнал, прочитав словарную статью на 160-й странице выпущенного в 1924 году издательством «Красная новь» популярного политсловаря под редакцией Бориса Эльцина.

Запомним эту формулировку, чтобы потом к ней вернуться в самом конце моих сумбурных заметок.

Василий Ширяев. Камчадал с надувной бензопилой
Василий Ширяев. Камчадал с надувной бензопилой

Два с лишним десятка лет однообразной серости это духовный паралич поколенья. Ведь в период становленья нужен хоть единственный перелом. А такие в веке минувшем имели место хоть раз на десятилетье. Были — да сплыли. Стагнацья это убийца.

«Факт, лишённый датировки, эстетизируется и искажается».

Это слова Виктора Шкловского из статьи «Документальный Толстой» сборника «Подёнщина». 167-я страница. 1930 год. Издательство писателей в Ленинграде. Я люблю максимально ранние изданья, не адаптированные и не ангажированные в угоду текущего момента.

Выступает поэт и певец ртом головы Сергей Паламарь
Выступает поэт и певец ртом головы Сергей Паламарь

Ширяеву не повезло. Он рос и формировался в день сурка, сознательно не застал ни одного слома эпох. И поэтому у него нет того самого мандельштамова дикого мяса. И поэтому он не любит и не понимает стихи. Редкие отсылки к рифмованным строкам на ширяевских страницах — к текстам песен позднесовецких вокально-инструментальных ансамблей, игравших популярную у охлоса какофонью, сопровождавшуюся иль бормотаньем, иль истерическими выкриками. Ну, иль упоминанья разномастных иноземных ВИА. Любимых дегенератами всех мастей.

Литератор Геннадий Струначёв разводит руками в панике
Литератор Геннадий Струначёв разводит руками в панике

Случайная цитата рифмованного текста у Ширяева — это строчка «Помнишь, братка, давили эльфийскую мразь» (два раза в разных местах книги восхищённо вспомненная). (Про Нестеренку Ширяев наверняка не знает.)

Василий Ширяев
Василий Ширяев

А, и вот ещё из Василия: «Современная поэзия — это Агунда Цирихова». Я хоть уже старенький, но ни одной её книги не читал, обратился к недрам интернета и узнал оттуда: «Её можно назвать одной из самых молодых представительниц хип-хоп и поп-сцены современности: девушке ещё нет и семнадцати, а её песни без труда покоряют вершины популярных чартов, оставляя треки гораздо более опытных музыкантов далеко позади». Скажи мне, кто твой друг. Скажи мне, кто твой кумир. Кумиры Ширяева это нравственные инородцы: сначала осетинская певица «хип-хоп и поп-сцены», потом цитируемый аж в эпиграфе полустатьи азербайджанский ВИА «Каспийский груз», исполняющий так называемый «реп». Культурные коды, однако.

Василий Ширяев общается с читателями
Василий Ширяев общается с читателями

Странны критики, никаким образом не имеющие в своей системе культурных кодов поэзию. Поэзия ведь вершина мировой культуры, её Джомолунгма.

Ширяевские упоминанья критиков никаким образом не отсылают к их профессьональной деятельности, ограничиваются анекдотичностию: Сергей Сергеевич отбривает капризного ребёнка, Борис Михайлович топит печку книгами. Только Михаил Леонович у Ширяева «говорил, что для стиховедения поэзия уже не нужна». (То, что видно птицу по помёту, Василью невдомёк, походя брошенное малоосмысленное красное словцо для него гаспаровских томов премногих тяжелей.) С анализом прочитанного у нашего сегодняшнего героя тоже дело швах: «От себя Топоров пишет коротко как Шкловский. Но коротко писать легко. Связь только теряется». Впрочем, объяснить именно эту эскападу мне легко: Василий не владеет культурными контекстами, в которых оба победителя, и сын Бориса, и сын Леонида, чувствовали себя рыбами в водах. Топоров по крайней мере в неиллюзорности Целана не сомневался: «…четверть века бормотал я стих Пауля Пелана “Дас Книршен фон айзернен Шуен ист им Киршбаум”, пока не подавил это пугающее созвучье внешне произвольной, но для меня субъективно единственной строчкой: “Башни солдатских сапог вырастают в цветении вишни”…» А Ширяев уцепился за опечатку в фамильи, не удосужившись прочитать Целана:

Ein Knirschen von eisernen Schuhn ist im Kirschbaum.

Aus Helmen schäumt dir der Sommer.

Der schwärzliche Kuckuck malt mit demantem

Sporn sein Bild an die Tore des Himmels.

Прочитать и убедиться, что Черубина де Габриак по прозвищу Пелан лишь издательская опечатка, а не тыняновский армейский карьерист.

Василий Ширяев обращается за поддержкой к критическому эгрегору
Василий Ширяев обращается за поддержкой к критическому эгрегору

Но зато Василий проговаривается: «Я как Гаспаров». Страница сто тридцать девятая.

Художественные и критические тексты, упоминаемые и цитируемые в глубинах «Колодцев», никаким макаром не разбираются и не исследуются. «Критик для критиков» оказался мыльным пузырём.

Глава камчатских зарегистрированных писателей Александр Смышляев пытается понять истоки ширяевского творчества
Глава камчатских зарегистрированных писателей Александр Смышляев пытается понять истоки ширяевского творчества

Да по сути Василию не нужны ни писатели, ни критики, ему нужен он любимый с невнятным потоком сознанья: сказать что-то хочется, а получается звучащий флексиями винегрет из мало связанного друг с дружкою набора слов.

Моё примечанье днём спустя: в интернетах Анна Жучкова напейсала то же самое, только мягко: «Знаешь, Василий, в твоём тексте авторы действительно лишние».

(При всём этом упоминаемым Ширяевым на страницах «Колодцев» современным критикам, той же Жучковой, Рондарёву, Латыниной, Пирогову, Данилкину и даже, извините за выраженье, Юзефович — объекты исследований интересны и нужны.)

Журналист Николай Палубнев внимает откровениям Василия Ширяева
Журналист Николай Палубнев внимает откровениям Василия Ширяева

«Надо своего внутреннего Шендеровича как-то сдерживать». Вот это самая главная фраза ширяевской книги. Жаль лишь, что, давая такую рекомендацью Кузьменкову, Василий сам считает кумушек. (Особенно внутренний ширяевский Ш-ндерович забавно выплясывает купринский маюфес начиная с шестьдесят шестой страницы — где остранение/остраннение/отстранение, Виктор Борисович с его опискою грустно глядит с небес, превратилось в трёхкопеешный провинцьяльно-комсомольский КВН.)

И ещё о ширяевском понимании литературы. Прозаик Олег Павлов у Ширяева «покруче Гришковца», «перевешивает всех стендаперов вместе взятых», «юмор Павлова… стал мейнстримом», «от заикания к нытью». Олег Олегович в деревянном бушлате, наверное, лихорадошно вращается. Превратить трагического христианского писателя в эстрадного зубоскала за-ради очередного прокрустова ложа надо было постараться.

Яростный призыватель «Коммунисты, вперёд!» позже, уже в семидесятых, грустно охарактеризовал ширяевщину (гордись, Вася, я тебя превратил в явленье):

«И непереваренного Ницше

В животе приталенном неся,

Ты идёшь всё выше, то есть ниже,

Ибо можно всё, чего нельзя» (Alter Ego).

Что такое критика?

«Разбор, обсуждение, исследование, оценка».

Об этом уже было в самом начале.

Уроборос. Мы вернулись.

Депутат Законодательного Собрания Камчатского края Дмитрий Коростелёв позирует на фоне Василия Ширяева и с ширяевской книгою в руках
Депутат Законодательного Собрания Камчатского края Дмитрий Коростелёв позирует на фоне Василия Ширяева и с ширяевской книгою в руках

Василий Ширяев не исследует ни литературу, ни критику. То, чем он занимается, вполне укладывается в чеканную зиновьевскую формулировку:

«… обсуждались всяческие проблемы, в том числе — отношения академиков и молодых. Уговорили выступить Эн. Тот нарисовал огромный зад и сказал следующее. Крепко взявшись за руки, вокруг этой жопы стоят академики и лижут её. За это она даёт им деньги, чины, машины, ордена, дачи. Сзади напирает огромная толпа молодых. Академики кричат, что молодые рвутся кусать её, и бьют молодых ногами. Бедная, бедная жопа! Она не знает, что молодые не собираются её кусать. Они рвутся её лизать. Но лизать более квалифицированно и за меньшую плату…»

Я отставляю в сторону вопрос квалифицированности — и лишь замечаю, что совершенно всё прочтённое мною в «Колодцах» даже при местами демонстративной агрессивности сугубо комплиментарно: эдакое цеховое ласковое покусыванье литературно-критического афедрона. Безсмысленное и щадящее.

Поэт Владимир Нечаев вещает, а литераторы Владимир Татауров и Александр Смышляев озадаченно слушают...
Поэт Владимир Нечаев вещает, а литераторы Владимир Татауров и Александр Смышляев озадаченно слушают...

Внутри «Колодцев» нет ни разборов, ни обсу///идений, ни исследований, ни оценок.

Есть сумбурный междусобойчик с примитивными культурными кодами. И абсолютное засилье натянутых на глобусы сов. (Ведь это куда легче, чем разбирать и исследовать — то есть заниматься тем, чем занимались ширяевские любимцы Сергей Сергеевич, Михаил Леонович, Виктор Леонидович. Ведь проще настучать несколько страниц стилизацьи под первопроходческие скаски, чем проанализировать того ж, к примеру — см. стр. 61–65 — Водолазкина.)

Вот поэтому не нужно читать книгу Василия Ширяева.

Василий Ширяев
Василий Ширяев

По крайней мере, до того, как будут прочитаны и осмыслены предшествующие критики. От Греча и Белинского через Шкловского и Воронского до Белинкова и Топоровых (Владимира Николаевича тож).