Время не остановить, прошлое уходит и забывается, и только от желания людей (и их возможностей) зависит - смогут ли они сохранить память о своем прошлом. В этой связи можно только приветствовать, что заботами о сохранении объектов и экспонатов военной истории занимаются многие страны. И вполне обоснованно в музеях стран встречать корабли прошлой эпохи.
Каждый военный корабль - не только боевая единица флота, это образец кораблестроения. Особенно если речь идет о корабле, который олицетворяет собой определенный тип, или целую эпоху. В этом случае сохранение этого корабля или его части дело большой важности. Интересно, что дело сохранения своего наследия и военно-морской истории важно не только в странах, где подводное кораблестроение очень сильно развито, но в и тех, где,по разным причинам, этим вопросам уделялось меньше внимания! Интересно, что и там стараются сохранить то, чем владеют, и Франция не исключение.
32.Памятный объект: Подводная лодка "Argonaute" ("Аргонавт") тип "Arethuse" ("Аретьюза"), Франция
Статус: подводная лодка - музей
Место расположения: Франция, Париж, XIX округ, парк Ла Виллет, территория "Cite des Sciences et de I`Industrie" ("Город (городок) науки и индустрии"/"Центр науки и техники"). Открыт с мая 1991 года.
Четыре торпедные подводные лодки типа «Аретьюза»: «Аретьюза» (S635), «Аргонавт» (S636), «Амазон» (S639) и «Ариан» (S640) были построены в 1958-1960 годах. Это однокорпусные, одновальные подводные лодки с дизель-электрической установкой на полном электродвижении, со скоростью полного подводного хода, превышающей полную надводную скорость. В качестве движителя на подводных лодках установлен малошумный гребной винт. Для обеспечения малошумных ходов на субмарине имеется гребной электродвигатель экономического хода. Подводная лодка имеет высокое ограждение рубки, в котором расположены подъемно-мачтовые устройства: шахта устройства РДП, радио- и радиолокационные антенны и два перископа, а также наклонная прочная рубка.
Обратите внимание на специфическую форму носовой части субмарины. У подводной лодки штевневая носовая оконечность имела наделки в верхней и нижних частях, в которых располагаются антенны гидроакустических станций.
Форма кормовой оконечности подводной лодки типа «Аретьюза» (стабилизирующая корма) характерна для подводных лодок послевоенной постройки (впервые реализована на германских подводных лодках XXI серии, строившихся в конце Второй мировой войны).
Подводная лодка "Аргонавт" была заложена с марте 1955 года в Шербуре на верфи компании "Direction des Constructions Navales", спущена на воду в июле 1957 и в феврале 1959 года была сдана флоту. После вступления в строй ПЛ «Аргонавт» находилась на боевой службе более 20 лет, прошла 210 400 миль, из состава флота исключена в 1982 году.
Как видно из итоговых данных - подводная лодка вела достаточно активную "боевую деятельность". Лодка служила флагманом тулонского дивизиона подводных лодок. За время службы корабль провёл более 2000 дней в море, в том числе более 32000 часов (1300 суток) под водой, 10 раз обошёл вокруг Земли. Так что можно считать, что место в музее эта подводная лодка заслужила.
Музейным кораблем в Париже ПЛ «Аргонавт» стала по инициативе «Maritime Preservation Association». Причем для решения этого вопросы было много длительных дискуссий, по результатом которых было принято решение переоборудовать лодку в музей.
Для ее реализации потребовалось решение не только организационных и финансовых вопросов, но и проведение сложной операции по доставке подводной лодки из Тулона - французской военно-морской базы на Средиземном море, в Париж. Вначале подводную лодку, предварительно разгруженную, с демонтированными: ограждением рубки, прочной рубкой и подъемно-мачтовыми устройствами, буксировали на палубе специальной баржи вокруг Пиренейского полуострова и вдоль французского берега.
После двухнедельного перехода морем «Аргонавт» была доставлена в Гавр. Далее, в течение четырех дней подводную лодку на понтонах буксировали по реке Сена, а затем - по каналу Сен-Дени.
10 октября 1989 года грузовыми кранами субмарина была поднята из воды и переставлена на специальный транспортер, на котором она была доставлена к месту постоянной стоянки в «Центр науки и техники». Для посетителей музейная «Подводная лодка Argonaute» была открыта в мае 1991 года.
Надо отметить, что операция не была слишком сложной, что определялось не очень большими размерами субмарины. Надводное водоизмещение субмарины - 543 т, подводное - 669. При этом длина корпуса (наибольшая) составляет 49,6 м, ширина - 5,8 м, осадка средняя - 4 м.
После всех путешествий по морю, рекам и суше подводную лодку установили в парке Ла-Виллет, в так называемом "Городке науки и индустрии" (иногда встречается более привычное название - "Центр науки и техники"). Кстати это довольно известный французский музейный центр, он открыт в марте 1986 года и расположен в XIX округе Парижа. Этот центр является крупнейшим научным музеем Европы!
Городок науки и индустрии является третьим по посещаемости музейным центром Парижа после Лувра и Центра Помпиду и пятым культурным учреждением Франции. Может быть еще лет 10 назад я бы сказал, в приступе оптимизма, - что если попаду в Париж, то обязательно съезжу в этот центр. Но теперь видимо вряд ли. Кстати, ниже представлена панорама этого "городка", попробуйте найти на ней подводную лодку среди каналов и газонов, ) Я нашел.
Соседство по городку подводной лодке "Аргонавт" составили сферический кинотеатр «Жеод», аттракцион "Синакс", кинозал Луи Люмьера, планетарий, детский научно-развлекательный центр, так что это не какой то военно-морской центр, скорее - парк развлечений.
Если говорить про саму подводную лодку и ее ТТХ, ее глубина погружения 200 м, автономность - 21 сутки, экипаж - 40 человек. Особо надо подчеркнуть, что это дизель-электрическая подводная лодка с полным электродвиженим, основу ее энергетической установки составляют два дизель-генератора мощностью по 530 л.с., главный гребной электродвигатель (2000 л.с.), один гребной электродвигатель экономического хода - 60 л.с.
Скорость хода: наибольшая надводная - 12,5 узла, наибольшая подводная - 16 узлов, в режиме РДП - 7 узлов. Вооружение субмарины - 4-550-мм торпедных аппаратов (носовых), 8 торпед.
Интересно, а кто нибудь из вас, уважаемые читатели, видел эту субмарину во Франции? Вопрос звучит необычно, но мало ли, всякое может быть в современном мире. Я уже как то нарвался на негатив от одного из читателей, который обвинил меня (даже не знаю в чем он меня обвинил по сути) в издевательстве, основанием послужило мое предположение, что граждане России могут путешествовать по зарубежным странам. Что тут сказать! Поделитесь впечатлениями!
P.S. Использованы материалы сети Интернет и сайта субмарины. приношу извинения за низкое качество некоторых иллюстраций.
Подписывайтесь, ставьте лайки, кто желает - может и помочь, кнопка ниже; впереди еще много новинок: