Найти тему
diletant.media

Куинджи красил забор у Айвазовского?

Про Архипа Куинджи говорили, что его картины затмевают на выставках произведения других живописцев, не оставляя им шанса на внимание аудитории. «Для того, чтобы стать хорошим художником, надо даже спать с альбомом и карандашом», — говорил Куинджи.

Архип Куинджи рано лишился родителей, поэтому нанимался на работу, будучи ещё маленьким мальчиком. Чтобы заработать, он брался за любое дело: был пастухом, служил на постройке церкви, а также подрабатывал у хлеботорговца. Чувствуя тягу к живописи, Архип попытался поступить в ученики к Ивану Айвазовскому, однако художник его не заметил — в итоге ученик лишь красил забор да толок краски.

«Ладожское озеро», 1871 г. А. И. Куинджи. Источник: Государственный Русский музей
«Ладожское озеро», 1871 г. А. И. Куинджи. Источник: Государственный Русский музей

В юности Архип Иванович всерьёз увлекался фотографией и даже попытался открыть собственную студию. Художник отличался вспыльчивым, нетерпеливым нравом. Он не умел пасовать перед трудностями, а любую задачу хотел решить здесь и сейчас.

Юный Куинджи мечтал поступить в Академию художеств. Он «срезается» дважды, но не сдаётся и создаёт картину «Татарская сакля в Крыму». Игра светотени, контрасты берега на первом плане, холодный лунный свет, поражающий своим правдоподобием — всё это не оставило профессоров равнодушными. Он удостоен звания свободного художника, после чего ему разрешено сдавать экзамены для получения диплома.

Художник тщательно подходил к вопросу организации выставок и всегда следил за тем, как освещены его картины. Выставляя в 1880-м свою работу «Лунная ночь на Днепре», художник направил на неё луч электрического света. Картина заиграла новыми красками, поразив публику эффектными цветовыми решениями.

«Ночное», 1905−1908 гг. А. И. Куинджи. Источник: Государственный Русский музей
«Ночное», 1905−1908 гг. А. И. Куинджи. Источник: Государственный Русский музей

Архип Иванович много экспериментировал с цветом, стремясь сделать свои произведения максимально правдивыми. Он пользовался асфальтовыми красками, однако с течением времени они, увы, темнеют.

К Куинджи быстро пришла слава, а значит — излишнее внимание. В начале 1880-х он решает стать затворником: работает над новыми картинами, но не выставляет их. Этот период в жизни художника длится целых 20 лет. Архип Иванович создаёт новые краски, которые должны быть устойчивы к воздействию света и воздуха.

«Радуга», 1900−1905 гг. А. И. Куинджи. Источник: Государственный Русский музей
«Радуга», 1900−1905 гг. А. И. Куинджи. Источник: Государственный Русский музей

Художник активно занимался благотворительностью. Так, он передавал щедрые взносы в Академию художеств. На благотворительную деятельность уходила большая часть средств — сам Куиджи жил очень скромно.

Подробнее