Социальное влияние, или «что происходит?».
А происходит вот что. Мы все каждый чертов день встречаемся со множеством общественного мнения, которое насквозь пропитывает нас. С одной стороны, в этом наша суть – то, что нас окружает, есть мы сами, но глупо недооценивать силу и уровень нашего мозга. В этом можно убедиться, изучив работы Роберта Уилсона и Тимоти Лири. Да, мы состоим из мнений других людей, но ведь в наших «умах» изменить то, что есть, и подстроить это под себя.
С самого рождения нам что-то внушают, иначе – воспитывают. Наши родители или опекуны, закладывают основу нашего мировоззрения. Это какие-либо правила, распорядок, разговорная речь и поведение. Одно дело, когда нас обучают базовым, необходимым вещах, совсем другое, когда нам внушают субъективные взгляды. Например, религию или интересы. Вопросы отношения к религии хорошо рассмотрел Ричард Докинз в своей книге «Бог как иллюзия». В самой первой главе отмечено, что дети не могут иметь религию и такого понятия как «ребенок-христианин», попросту не может существовать, есть только «ребенок родителей-христиан».
Есть еще такая проблема как «дополнительные занятия», какие-либо творческие кружки. Бесспорно, они полезны, но только если ребенок этого хочет. Если своего оболтуса вы заставляете посещать фортепиано, а он все рвется на футбол, то ни к чему хорошему это не приведет. Начнутся конфликты, ложь и негатив. А оно вам надо?
Следующая проблема программирования – это образование, то есть детские сады, школы, колледжи и университеты. Максимально программирует, конечно же, школа. Во-первых, из-за срока обучения и времени нахождения, а во-вторых, из-за повышенной значимости и оценочной системы. Для многих она становится эталоном, но для некоего процента это психологическая травма на всю жизнь.
Средства массовой информации – это поток чертовски грязного навязывания. Я не говорю, что это плохо и бесполезно. Безусловно, это важная часть нашего социального существования, но только если есть возможность грамотно фильтровать информацию. Одна из прекраснейших и отвратительных одновременно, сфера моды. Люди стремятся к моде и трендам, думают, что раз это так популярно, то и мне должно нравится, даже если это не так, я все равно буду пить этот гадкий американо и надевать кроссовки из последней коллекции Balenciaga.
Но больше всего мы находимся под властью нашего окружения.
Наши друзья и родители подают нам примеры того, что нормально и что нет. Наше мировоззрение, взгляды и вкусы, жестко контролируются окружением, мы даже не замечаем, насколько сильно. Нет нужды говорить об этом, все как на ладони. Но приведу пример. Ваши две лучшие подруги обсуждают секс. Они говорят об этом довольно часто и эмоционально. И часто вы можете слышать, как им это нравилось, что они получили некую долю счастья. Вы невольно тоже начинаете думать об этом чаще, пытаетесь казаться заинтересованным, но чувствуете, что лжете. Потому что для вас секс – это возня имбецилов, негигиеничная и омерзительная, ну или же просто скучная. Но ваше окружение и общество в целом не поощряет тех, кто думает так. На вас могут навесить клеймо импотента, инцела или фригидной старой девы, что по причине «немодности», «нестандарта», считается неприемлемым. Вы попали в ловушку. Ведь, согласитесь, никто не хочет быть порицаемым обществом, мы хотим самоутверждаться и удовлетворять чувство собственной значительности и причастности.
Самый интересный прайминг оказывают наши собственные интересы. Вы можете поспорить, что наши вкусы и интересы касаются только нас, и здесь никто не может нам что-либо навязать. Конечно, но не совсем. Предположим, вам нравится искусство, вы рисуете картины. Вы изучаете историю искусства, учитесь рисовать так как положено, и повторяете за приемами других мастеров. Вы скажете: «Я добавил много своего», но нет, вы изменили чужое. Это нормально, круто, это движет прогресс, но убивает индивидуальность. Ты во сласти своего интереса.