Найти тему
Пьём за яростных

Почему я завел этот канал

Я открыл одну книгу, посудил о ней по обложке и не прогадал.

Это издание 1989 года на 400 с лишним страниц. Большую часть занимают тексты и ноты когда-то хорошо известных советских авторских песен. Их называют по-разному: бардовскими, кээспэшными (от КСП, клуб самодеятельной песни), туристскими (сегодня как-то совсем нелепо звучит) и так далее. С точностью определений можно поспорить, но мне больше нравится называть их именно авторскими, иногда – бардовскими.

Спешно пролистал страницы – увидел знакомые названия. Пролистал медленнее – в памяти всплыли строчки, которые я слышал в детстве. Мой папа – любитель этой музыки. Пришло озарение: “Да, это та самая книга, забытая много лет назад и неожиданно вернувшаяся ко мне в момент “творческого кризиса”. Еще раз, уже совсем внимательно, изучив тексты и мелодии, я понял, что знакомство с ними не прошло бесследно. Неосознанно, но я практически цитировал эти гармонии и лирику в своих песнях. А ведь творю в несколько ином жанре.

Сейчас многие из собранных в книге песен незаслуженно забыты. По крайней мере, условными миллениалами и условными зумерами. Да, там есть Высоцкий, Визбор, Окуджава и другие признанные классики русской словесности, но достаточно и менее известных авторов. Многое же из того, что известно, живет сейчас в нафталиновом, законсервированном виде. И зря.

Есть западный термин singer-songwriter, к которому причисляют Боба Дилана, Леонарда Коэна, Донована и многих других. Уважаемый музыкальный жанр. Жанр авторской песни уважаем не так сильно. Между Западом и СССР слишком много фундаментальных различий. И я не хочу сказать, что советские мужчины и женщины с акустическими гитарами - это полный аналог американских мужчин и женщин с акустическими гитарами, представителей, скажем, фолка. Но мне всегда нравилось эстетически ставить их рядом, понимать как равнозначимые для своих культур явления.

Я буду открывать старые советские песенники, читать (иногда написанные профессиональными литературоведами) предисловия и наслаждаться любительскими, искренними, порой наивными песнями советских бардов. Это будет во многом субъективный рассказ, основанный на моих эмоциях и ассоциациях, но обязательно подкрепленный фактами об авторе и произведении.