Летом 1988 года, окончив 8 классов, устроилась на лето на работу в детский сад №7 в городе Омске. Садик был хороший, современный, двухэтажный из красного кирпича, со своей благоустроенной территорией, с игровыми комнатами, спальнями и туалетными комнатами в каждой группе.
Попала я во вторую младшую группу,где воспитателем работала чудеснейшая женщина Галина Александровна Аркина. Вот она на фотографии сейчас. Работает в одной из школ в Омске. Как повезло тем ребятам, с которыми она занимается! Галина Александровна закончила что-то театральное,не помню уже что именно и на момент нашего знакомства пела в ансамбле русской песни "Звонница" под руководством её супруга Ефима Аркина. Кстати, продолжает там петь и по сей день!
Чем же примечательна была Галина Александровна, как педагог дошкольного образования, и чем произвела на мена огромнейшее впечатление, как человек, запомнившийся на всю жизнь. Расскажу, что врезалось в память.
1. Галина Александровна всегда была очень ухоженной, приветливой и дружелюбной. В любой день она выглядела свежей и бодрой, с детьми никогда не сюсюкалась, относилась к ним с уважением и дружелюбием, всегда с улыбкой. А деткам в её группе было, на минуточку, от 1 года (новеньким) до 3 лет.
2. Для неё было очень важно,чтобы дети были в хорошем настроении. Поэтому прямо с утра она включала пластинку с весёлыми мелодиями и танцевала вместе с детьми. Только после этого дети садились завтракать.
3. Детям с первого дня в садике прививались хорошие манеры, которых она терпеливо добивалась у каждого ребёнка: как вести себя за столом, как пользоваться столовыми приборами ( у каждого ребёнка за столом имелись суповая ложка,вилка и тупой столовый нож, детей учили правильно пользоваться столовыми приборами), на столиках стояли бумажные салфетки в стаканчиках, Галина Александровна учила всех детей пользоваться салфетками. На этом обучение хорошим манерам, разумеется, не заканчивалось. Но то,что было по силам детскому разумению в таком возрасте, Галина Александровна применяла в воспитании и развитии детей.
4. Ежедневно с детьми проводились развивающие занятия. И это было не формально, с чем я столкнулась в муниципальном саду со своим сыном. А именно реальные развивающие занятия и в группе, и на прогулке. Например, в группе дети могли рисовать гуашью помидоры в банке, вырезанной из листа А4, а на прогулке наблюдать за веточкой сирени или за бабочкой.
5. Ежедневно Галина Александровна читала детям вслух. Это были потрясающие чтения!!!! Бармалея она читала в лицах. Это было так весело,что иногда я бросала свои дела и слушала вместе с детьми. Надо ли говорить, что малыши слушали чтение Галины Александровны очень активно и эмоционально.
6. В группе всегда была позитивная обстановка, управляемая Галиной Александровной движуха, а мне оставалось выполнять свои обязанности на отлично, чтобы не ударить в грязь лицом и соответствовать высокому уровню профессионализма воспитателя.
Вот этот садик. Кстати до сих пор хорошие отзывы.
На работу я приходила к 7:30 утра. Переодевалась в чистый белый халат и косынку, переобувалась в сменную обувь и принималась за работу. Садик работал с 7:00 часов. Поэтому к моему приходу на работу в группе уже тусовались несколько малышей, которые уже сделали свои дела в горшки в туалетной комнате. Первым делом я мыла эти горшки. Потом придирчиво осматривала полотенца в туалетной комнате и шла менять их. Затем переодевалась в специальный фартук для работы на кухне и сервировала завтрак: расставляла столики, за которыми дети кушали или занимались, ставила стаканчики с бумажными салфетками, раскладывала ложки. К этому времени уже было понятно,сколько детей пришли в садик и сколько порций заказывать на кухне.
На кухне я получала завтрак: кастрюлю с кашей или молочным супом или лоток с запеканкой или омлетом, хлеб, порезанный на порционные кусочки в лотке, масло и сыр на тарелке и ведро с чаем или какао. На кухню за едой ходила,как правило, два раза.
В группе я проходила на маленькую кухоньку, которую можно было даже закрыть дверью! и раскладывала- разливала каждому ребёнку его порцию. На хлеб намазывала масло и сверху укладывала сыр. Завтрак получался очень хороший -- вкусный и сытный. Дети наедались. Были конечно малоежки и привереды, но очень мало. В основном дети съедали всю свою порцию полностью. И это очень радовало меня! Галина Александровна учила детей кушать аккуратно, поэтому ничего такого типа перевёрнутых тарелок и стаканов, еды на полу или размазанной по столу не было и в помине. Конечно были крошки и немножко еды,свалившейся с ложки по пути в рот, но это всё обычное дело у малышей! Кухня накладывала немного больше положенного, как раз хватало нам с Галиной Александровной по тарелочке каши и стакану чая позавтракать.
После завтрака все дети отправлялись на горшки. Это был обязательный ритуал. Пока шёл этот процесс, я шла на кухню садика, где получала кастрюли с надписью "чистые тряпки" и получала тряпки для мытья посуды и столов в мыльном растворе, убирала посуду со столиков, протирала столики тряпками с мыльным раствором,затем полоскала и протирала начисто. Затем сдвигала столики и протирала пол от крошек и остатков еды,если что-то упало. Расставляла столики по местам. Затем шла мыть посуду. Тряпки складывала в кастрюлю с надписью "грязные тряпки",мыла вёдро,кастрюли и лотки из-под еды и всё это уносила на кухню. Посуду там конечно перемывали в соответствии с санитарными нормами, тряпки стирали и кипятили, чтобы в обед выдать новую партию чистых тряпок для уборки.
Возвратившись в группу, заставала детей с воспитателем за развивающими занятиями. А сама шла в туалетную комнату, где мыла ВСЕ горшки.
Затем шла в приёмную комнату,где дети собирались на прогулку и помогала воспитателю переодеть и переобуть детей. Кому-то нужно было переодеть нижнее бельё, кому-то колготки,а кому-то и платьице или рубашечку. Грязную одежду следовало положить в полиэтиленовый мешочек специально для этих целей,который должен был лежать в шкафчике у каждого ребёнка. Родители каждый день проверяли содержимое шкафчика и вовремя пополняли чистую одежду малышей.
После того,как дети с воспитателем уходили гулять, я принималась за уборку в группе: протирала все поверхности от пыли специальными тряпками для уборки,которые тоже сдавала ежедневно для стирки и кипячения, мыла раковины в туалетной комнате, следила,чтобы на каждой раковине лежал кусочек мыла и чтобы все полотенца были чистые и свежие. Затем расправляла кроватки в спальне, расстилала одеяла и взбивала подушки, открывала окно,чтобы проветрить спальню, ну и конечно мыла полы. Работы было так много, что работая в режиме электровеника, едва успевала к приходу группы с прогулки.
Затем помогала воспитателю переодеть и переобуть детей, умывать их и мыть руки, а кому-то и ноги и вообще отправить под душ,кому-то нужно было помочь справиться с горшком или решить проблему с тем,что закончились чистые трусики в шкафчике у ребёнка (тогда стирала их мылом и развешивала на солнышке, за время тихого часа они успевали высохнуть). Детей было очень много -- каждый день 34-36 маленьких детей. Поэтому мы с Галиной Александровной работали всегда в четыре руки в такие моменты.
В какой-то момент я оставляла Галину Александровну работать одну, умывая детей, а сама мчалась галопом на кухню получать обед. Сначала разливала детям суп и ставила на столики тарелки с хлебом, детям также давали к супу чеснок или подмаринованный лук. Чеснок я давила чеснокодавкой и Галина Александровна давала его детям,как лекарство -- чуть-чуть давленого чеснока в ложке супа. Дети и не замечали ничего. А лук они ели самостоятельно -- он был сладкий. Пока дети ели суп, можно было немного выдохнуть. Минут пять. А потом, перед каждым,кто съел суп, ставить тарелку со вторым блюдом, стакан с компотом и приборы. Где-то нужно было положить ещё салфеток. Кто-то просит добавки. В общем, обычный обед в детском садике.
После обеда все дети отправлялись на горшки, а потом раздеваться и идти в кроватку баиньки. У меня же в группе был полный разгром. Нужно было вымыть столики,посуду, кухню,горшки, раковины, туалетную комнату, навести порядок в приёмной и вымыть везде полы, а потом сдать грязные тряпки после уборки для стирки и кипячения.
Я едва успевала это всё переделать к окончанию тихого часа. Как правило, в конце тихого часа я получала на кухне полдник и чистые тряпки для уборки. И успевала накрыть столики к полднику. Дети просыпались, шли на горшки и мыли руки перед полдником, затем одевались в группе и шли к столу кушать.
Я в это время,как электровеник, работала в спальне: меняла описанное постельное бельё и заправляла кроватки. Затем убирала грязную посуду, мыла столики, посуду, затем горшки в туалетной комнате, по ходу дела помогая воспитателю в случае,если после полдника дети сразу шли на прогулку переодеть и переобуть детей. Затем мыла полы в спальне и примерно в 17 часов уходила домой.
За мою работу я получала зарплату 75 рублей в месяц. Это довольно маленькая зарплата для СССР. Туфли производства фабрики "Скороход" 30-35 рублей, пальто демисезонное фабрики "Большевичка" стоило 80 рублей, колготки капроновые 3.50 -7.00 рублей, пряжа для вязания натуральный мохер 10 рублей, пододеяльник 10 рублей, стенка "Омская" 1000 рублей, телевизор цветной "Рубин" 750 рублей, детские сандалии 2.20 рублей, платьице ситцевое 3.50-5 рублей,говядина самая дешёвая 5.50, свинина 3.50. На свои заработанные деньги я покупала одежду и обувь к школе. Так проработала два лета 8 и 9 класс.
Несмотря на довольно тяжёлую работу и маленькую зарплату, у меня остались самые хорошие и тёплые воспоминания об этом детском садике и Галине Александровне Аркиной.
Другие мои публикации:
Доброго дня и доброго здоровья!
Берегите себя и своих близких!