Преимущества инклюзивного образования широко известны как специалистам, так и родителям детей с особенностями развития. Многие из них с восторгом приняли идею обучения с «обычными» детьми, не осознавая тех сложностей, с которыми могут столкнуться дети в массовой школе. Риски и опасности инклюзивного обучения касаются всех участников этого процесса. Отметим некоторые из них:
- Условия обучения детей с ограниченными возможностями могут ухудшиться в общеобразовательной школе. Таким детям необходимы специальные условия, отсутствующие в обычной школе: особые методики подачи материала, специальные учебники и реабилитационные технические средства обучения, тихая обстановка на уроках и т.д.
- Существует риск повышенной эмоциональной нагрузки на ребенка с особенностями развития, психологический дискомфорт из-за восприятия его остальными учащимися как «другого», не равного себе.
- Отсутствие индивидуального подхода к обучению особенного ребёнка по причине недостатка соответствующих специалистов.
- Для детей с умственными нарушениями существует опасность лишиться дальнейшей успешной социализации в обществе. Для таких детей очень важно трудовое обучение. В специальной (коррекционной) школе они овладевают трудовыми умениями и навыками различных рабочих специальностей. Общеобразовательная школа не может предоставить им такую возможность.
- Качество обучения других детей в классе может снизиться: учителю придётся много внимания уделять ребёнку с ОВЗ, а остальным «подстраиваться» под его скорость освоения материала.
- Риск ухудшения условий труда педагогов: повышение физической и психологической нагрузки из-за необходимости специально готовиться и учитывать особенности ребенка с ОВЗ на уроке.
- Может пострадать вся система коррекционного обучения (специальные методики, трудовая подготовка, коррекционная помощь).
- Трудности в создании безбарьерной среды в образовательном учреждении, оснащении его под нужды особенных детей (пандусы, лифты, специальная мебель, медицинское и реабилитационное оборудование и др.). Отсутствие в школах специалистов для сопровождения таких детей: логопедов, сурдопедагогов, дефектологов, специалистов по ЛФК и массажу и др.
Таким образом, родителям детей с особенностями развития необходимо знать не только о плюсах инклюзивного обучения, но и о его минусах, и осознанно выбирать образовательный маршрут для своего ребенка с учетом его возможностей и интересов: обучение в общеобразовательной школе, дистанционная форма обучения или обучение в специализированной школе.