Найти тему
Заметки туриста.

Подьем из болота советского пикирующего бомбардировщика времён Второй мировой войны. Пе-2. Военная археология.

Оглавление

Великая Отечественная Война победоносно завершилась в 1945 году, с тех пор прошли уже десятки лет, но не смотря на это, каждый год весной Поисковые отряды выезжают на Поисковые Вахты памяти на места, где проходили сражения и ищут без вести пропавших, не захороненных солдат, которые пали, защищая свою Родину.

Но поиск ведется не только в теплое время года, некоторые выезды происходят и зимой, например при подьеме крупной техники, такой как Бомбардировщик Пе-2, основного фронтового бомбардировщика ВВС РККА.

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

Всего за годы войны их было выпущено 11.500 единиц, первый полет Пе-2 был совершен 22 декабря 1939 года и с конца 1940 года начал серийно выпускаться.

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

Экипаж состоял из трех трёх человек — командира, штурмана и стрелка-радиста. На Пе -2 было совершено тысячи боевых вылетов, в ходе которых, сброшено десятки тысяч тонн авиационных бомб, обеспечивая прорыв укрепленных рубежей противника, но к сожалению далеко не всем экипажам удавалось вернуться с боевого задания...

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

Подбитые в ходе сражения самолеты падали в лесах и полях, имея значительную массу, бомбардировщики врезаясь в землю, уходили на 5-7 метров в глубину, при этом экипаж по разным причинам не всегда успевал покинуть машину, геройски погибая вместе с самолетом...

Изучая в архивах карты воздушных боев, общаясь с местным населением и проводя разведывательные выезды на местности, поисковые отряды находят предположительные места падений самолетов и организовывают их подъем, нанимая крупную технику для проведения работ.

Работа начинается. Экскаватор разрывает воронку.
Работа начинается. Экскаватор разрывает воронку.

Зачастую место падения - это большая, метров 10 в диаметре воронка, вокруг которой разбросаны куски Дюрали (обшивка корпуса самолета). в теплое время года такие воронки обычно заполнены водой, да и расположены они зачастую в труднопроходимой для техники болотистой местности, поэтому работы зачастую проводятся зимой.

Углубляемся в воронку.
Углубляемся в воронку.

При такой работе экскаватор незаменимый помощник, шаг за шагом он углубляется в воронку. Зимой воды в разу меньше и воронка не успевает заполниться.

Пару метров уже пройдено, но надо глубже.
Пару метров уже пройдено, но надо глубже.

О том, что в воронке лежит самолет говорили сопутствующие находки летом, вокруг неё было найдено много кусков обшивки самолета, а глубинный металлоискатель показывая сильный сигнал в середине воронки.

Все замерли в ожидании.
Все замерли в ожидании.

Самолет при ударе о землю получает огромный урон, + если он с боезапасом и заправлен, то зачастую происходил мощный взрыв, разрывающий самолет на части, разных размеров, которые разбрасывало на несколько сотен метров вокруг. Поэтому самый важный и трепетный момент обнаружение останков экипажа или двигателя самолета!

И вот самый главный момент - экскаватор достал двигатель Пе-2.
И вот самый главный момент - экскаватор достал двигатель Пе-2.

Двигатели и кабина с экипажам чаще всего уходили под землю, они и являются главной целью в ходе поисковых работ.

Один из двух двигателей Пе-2.
Один из двух двигателей Пе-2.

Дело в том, что на двигателе всегда указывался серийный номер, прочитав который можно установить все необходимые данные по самолету, его боевой путь, в какой части он находился, на какой задание он вылетал и самое главное ФИО членов экипажа.

Шильдик с двигателя с важной информацией.
Шильдик с двигателя с важной информацией.

После этого разрытую воронку начинают проверять Поисковики. С помощью металлоискателей они проверяют всю вырытую землю и стенки воронки на предмет обнаружения мелких деталей и возможных останков экипажа.

Спецовка спасает одежду от грязи.
Спецовка спасает одежду от грязи.
Идет поиск мелкой сопутки.
Идет поиск мелкой сопутки.

В ходе таких работ обнаружено еще много деталей от самолета, некоторые из них тоже с шильдаками, на которых есть важные серийные номера самолета.

Куски обшивки и прочих деталей Пе-2.
Куски обшивки и прочих деталей Пе-2.

Работы проходят в мороз, воде и тяжелый условиях, поэтому, что бы не замерзнуть обязательно разводится костер и организуется перекус и горячий чай.

Чай и костер незаменимая вещь в зимнее время.
Чай и костер незаменимая вещь в зимнее время.

Зимой, световой день короткий, поэтому работать надо слажено и оперативно. В ходе этого выезда была выполнена одна из главных поставленных задач - найден один из двигателей с сохранившейся на нем информацией, по которой удалось впоследствии установить ФИО экипажа и боевой путь самолета, таким образом можно сказать, что очередной самолет с экипажем вернулся с боевого задания и уже не считается пропавшим! Останки членов экипажа найдены в тот выезд не были, поэтому Поиск продолжается!

Спасибо Вам за внимание и интерес, если появились какие вопросы, обязательно пишите в комментариях, все обсудим!

Буду рад вашей подписки на канал!