Ролевые игры — термин, известный в наше время если уж не всем, то каждому (как сказал бы один известный политик). Кто-то при его упоминании сверкает глазами, кто-то — смущается и краснеет, а кто-то вспоминает залитые солнцем поля и средневековые замки. Если же добавить сюда аббревиатуру жанра (RPG) — найдутся те, кто скажет, что это средство поражения живой силы и бронетехники противника, то бишь Ручной Противотанковый Гранатомёт. И ни к каким играм это отношения не имеет.
Но мы отбросим тему гранатомёта (не забыв при этом укрыться от осколков на безопасной дистанции) и поговорим именно о жанре ролевых игр.
Этимология и философия
Само понятие Role Playing Game означает игру с наличием ролей. Вообще, если подумать, это именно то, чем мы занимаемся по ходу жизни. На этом, кстати, построены и психологические тренинги, и различные тимбилдинги (и прочие вещи, именуемые словами заморскими). Да даже в обычной жизни: те же должности на работе, статусы в обществе и положение в неформальных тусовках — это всё есть роли, дающие привилегии и накладывающие ограничения. Да-да, без этого тоже никак. И это, к слову, вполне объяснимо — ведь чем больше от тебя зависит, тем, с одной стороны, сильнее последствия твоих ошибок, а с другой — тем выше желание других склонить тебя на свою сторону.
История жанра
Давным-давно люди задумались о том, как можно было бы сделать игру интересней и реалистичней. И придумали они, что должны быть в той игре разные персонажи, и должны эти персонажи как-то между собой различаться – иначе зачем их нужно больше, чем один? Собственно, даже сама Жизнь показала людям, что такое различие существует – а, значит, игры с подобными персонажами могут быть и на реальности основаны, и на выдумках. Так началось зарождение Жанра Ролевых Игр, и случилось это в тот момент, когда компьютеров ещё не было. Сейчас даже сложно сказать, когда именно это произошло, ибо жанр этот не только для забавы создавался. В психологии, например, он используется уже более 100 лет. Но там люди серьёзные, а мы же тут про игры разговариваем.
В общем, стали люди придумывать разные миры и системы, правила и законы. И, конечно же, сами роли и их характеристики. Ведь как без характеристик понять, насколько вот этот вот конкретный палладин круче даже вон того конкретного палладина? Да и кто такой вообще этот самый палладин? Придумав это всё, люди либо рисовали карту, либо просто собирались за столом и описывали происходящее, представляя его себе. Если же собраться за столом не получалось, игровые события записывались и пересылались по почте.
Шло время, и компьютерные сети стали в мире достаточно распространены. Тогда уже часть игр из бумажной почты перешла в чаты (это направление, кстати, до сих пор живо) и электронную почту (Play by E-mail). Но уже в начале 80-х годов XX века стали появляться и первые графические RPG. Жанр обретает популярность, которая сохраняется у него и по сей день. Правда, если раньше игры были больше «оффлайновые», то сейчас мы имеем довольно большое количество онлайн-ролевых игр, в которых реальные люди, находящиеся в разных частях реального мира, объединяются в команды и ведут своих персонажей вымышленного мира Игры к достижению игровых целей.
Что наша жизнь.... Игрища!
Поговорим теперь об особенностях этого жанра. Как можно догадаться, они будут направлены на как можно более глубокое отыгрывание выбранной игроком роли – независимо от того, идёт ли речь о компьютерной RPG, чате, словеске или же ролевой игре живого действия.
Начнём с мира, окружающего игрока. Его проработка должна быть максимальной. Игровой процесс должен обеспечивать не только наличие атмосферы и антуража — он в идеале должен быть выстроен так, как будто мир игрока реален. Пожалуй, в этом жанре проработка данного пункта обязана являться наиболее полной, по сравнению с другими жанрами.
Следующий пункт также касается мира, и говорит о необходимости проработки механики внутренних взаимодействий. Сюда относится всё: и отношения неигровых персонажей (NPC и "монстры") к игроку, и их собственные взаимоотношения, и много чего ещё. Во время работы над этим пунктом появляется боевая система (если она необходима), а также могут появиться и дополнительные сюжетные линии, участие в которых также повлияет на дальнейшую судьбу Героя.
Дальше перейдём к самому игроку (или, если придерживаться терминологии игры, Герою). Первый пункт, связанный с ним, вытекает из пункта предыдущего — внутренней игромеханики мира. Речь идёт о характеристиках персонажа. Большинство из них имеют количественное выражение, но бывают и, так называемые, бинарные характеристики — к таким, например, может относиться принадлежность Героя к какой-либо расе, касте или социальной группе, а также наличие какого-либо умения (скилла). При этом, бинарные характеристики могут зависеть от базовых — и наоборот. Например, от принадлежности к расе будет зависеть начальное распределение базовых характеристик Героя. А вот способность к стрельбе из лука, напротив, будет зависеть от базового показателя ловкости
Ещё одной особенностью жанра является наличие возможностей для роста Героя и игровая необходимость этого самого роста. Мотивация тут может быть самая разная: от появления на пути Героя более сильных и живучих монстров, до появления обязательных игровых заданий, "взятие" которых возможно только при наличии определённых характеристик.
В деле развития персонажа ключевую роль играет такое понятие, как опыт. Этот самый опыт аккумулируется, со временем превращаясь в очередной уровень — при достижении оного герой и получает заветные очки для прокачки (то бишь улучшения) своих навыков и способностей. Вот только количество этого самого опыта с каждым следующим уровнем требуется всё больше и больше. Таким образом, если на первых уровнях можно выйти в чисто поле и раскидать всякую мелкую живность для прокачки уровня, то на высоких уровнях такой фокус уже не пройдёт — просто потому, что в относительном выражении каждая убитая мелкая животинка будет намного медленнее приближать игрока к следующему уровню, чем это было раньше
Сходства и различия с другими жанрами
Как можно видеть, жанр RPG имеет довольно строгие правила относительно проработки мира игры и внутриигрового взаимодействия. С учётом задач жанра, это неудивительно. Но возникает закономерный вопрос: разве в других жанрах нет работы над погружением игрока в мир? Отбросим сейчас аркады, где погружение в игровой мир весьма условно и нужно порой только лишь для создания антуража. Что мы увидим? Что в стратегиях тоже надо думать, в квестах — решать нестандартные задачи, в шутерах — стрелять по врагам. Вроде, всё это может быть и в RPG? Но в том-то и дело, что только в RPG вы получаете всё это не только в одной игре, но и переплетённым между собой. Ведь думать в таких играх может потребоваться над каждым шагом, и обусловлено это именно системой взаимосвязей внутри игры. Самый простой пример — прокачка персонажа при повышении уровня. Можно, например, прокачать силу, но при этом потерять в ловкости (ведь она останется на том же уровне, что и была) или дипломатии (если такой параметр есть в игре). Последствия могут не заставить себя ждать уже за поворотом сюжета. Ранее мы писали про Уравнение о Балансе в глобальных стратегиях — так вот: здесь действует точно такой же принцип.
С другой стороны, элемент Глобальности, присущий стратегиям, здесь отсутствует как таковой. Главный герой — не абстрактный управленец, изучающий ситуацию со стороны, а конкретный приключенец, проживающий всё происходящее изнутри ситуации. В некотором роде он — решитель всех проблем и заморочек, ибо, если верить сюжету выпадающих ему заданий, без него в игровом мире может загнуться практически всё: от доставки продуктов до управления миром. И это, кстати, отличает RPG от других жанров — приключений и квестов. Ведь в этих жанрах более важным является следование основной сюжетной линии, и второстепенных заданий по этой причине в таких жанрах будет несравнимо меньше. Более того — назначение у них будет различаться. Конечно, и там, и там есть дополнительные задания, которые будут давать более полное погружение в мир — но в остальных случаях цель и количество этих заданий будет различаться, ведь в RPG они нужны для того, чтобы персонаж игрока набрался опыта и мог прокачать как базовые навыки, так и дополнительные умения (скиллы). То есть в ряде случаев такие задания становятся как-бы полуобязательными и дают возможность подстраховаться в случае, если при подходе к определённому сюжетному повороту игрок не набрал достаточный уровень персонажа или прокачал не те характеристики, которые должны были быть прокачены по замыслу создателей игры.
У процесса набора опыта есть важное свойство: Нелинейность количества опыта, необходимого для перехода от уровня к уровню. Да-да, количество опыта для следующего уровня всегда будет больше, чем для предыдущего! Поэтому первые уровни герой может набрать относительно быстро, а вот дальше прирост уровней будет идти всё медленнее и медленнее. С одной стороны, такое положение усложняет игру в целом, хоть и позволяет относительно быстро проскочить тот отрезок, на котором игровой персонаж пока ещё не может вообще ничего. С другой же стороны, подобный принцип вполне отражает реальность, ведь, чем больше мы знаем об окружающем нас мире и чем больше мы с ним взаимодействуем, тем больше нюансов этого самого взаимодействия нам открывается.
Итог
Фактически, для игры в жанре RPG может быть создана абсолютно любая реальность — по этой причине мы имеем довольно большое разнообразие игр данного жанра. При этом данный факт не только не ухудшает восприятие игрового опыта и его перенос в реальный мир, но и, наоборот, способствует этому. Ведь порой в выдуманной вселенной ты можешь абстрагироваться от всего, и сосредоточиться на выполнении только тех задач, которые входят в канву как самой вселенной, так и повеления героя в ней.
С актуальным списком игр данного жанра, которые мы будем проходить на нашем игровом канале, можно ознакомиться здесь. Сами эфиры можно смотреть на наших каналах в Twitch и GoodGame. А если Вы знаете интересную игру такого жанра из разряда нестареющей классики - пишите её название и особенности в комментариях, и мы посмотрим на неё. приходите на наши эфиры - уже скоро мы начнём прохождение новой игры. Кстати, она была рекомендована одним из наших подписчиков. Если же Вам интереснее читать, чем играть - советую ознакомитсья с книжкой в жанре ЛитРПГ "Как ПК-боярин в кубики играл"
Если же Вы хотите поддержать канал - Вам сюда
В любом случае подписывайтесь и пишите комментарии, если Вам понравился наш канал и есть чем поделиться.
#компьютерные игры #RPG #rgoblin играет