Сегодня познакомимся с замечательным автобиографическим рассказом Виктора Астафьева «Фотография, на которой меня нет».
Коротко перескажем сюжет, но так чтобы после этой статьи у вас не утратился интерес к прочтению рассказа.
Главным героем является мальчик Витя, сирота. Он живет с бабушкой и дедушкой в глухой деревне в Сибири. События, описанные в книге, происходят в предвоенное время. Автор рассказывает о необыкновенном для тех мест событии, взволновавшем всех жителей - ожидается приезд фотографа, который собирается фотографировать школьников. Все ребята с нетерпением ждали приезда фотографа и думали, кто где будет сидеть на фотографии. Расстроившись, что будут стоять в заднем ряду на фотографии, поскольку они плохо учатся, мальчики (главные герои рассказа) убежали на улицу и до ночи катались на санках с крутой горки и валялись в снегу.
В результате, в ночь перед праздничным событием Витя сильно заболел и не смог прийти фотографироваться, что, безусловно было очень обидно. В этой ситуации его друг, с которым он катался с горки, решил поддержать Витьку и тоже не пошел фотографироваться, остался с ним дома, чтобы поддержать друга в этой неприятной ситуации.
В рассказе мы не встретим описание военных действий или иных событий времен войны, которыми славится автор. Этот рассказ удивительно сочетает в себе, сразу несколько тем : дружба, любовь родственников, учитель и его значение для людей, проблемы русской деревни. Рассказ наполнен чувствами и эмоциями автора, мы как будто оказываемся вместе с ним в деревенской школе, деревенской избе, радуемся приезду настоящего фотографа из города. Мелкими незначительными деталями автор раскрывает характеры героев и деревенских жителей, показывает их быт, и вот в нашем воображении мы уже видим крышу деревенского сибирского дома из трубы в которой струится дымок, а оконные рамы проложены мхом, брусникой, рябиной и березовыми углями для сохранения тепла в доме и впитывания чада от печки.
Помимо мальчиков внимание читателей привлекает бабушка Вити, которая любит его и заботится с присущей простым деревенским жителям простотой и искренностью : сначала «настегала прутом» мальчиков, найдя их на увале, катающихся на санках, потом лечила Витьку народными средствами - «укутала мои ноги старой пуховой шалью, будто теплой опарой облепила», вытирала слезу «шипучей от спирта ладонью» и успокаивала.
Ярко описывается отношение деревенских жителей к учителю, точнее лучше даже писать «Учителю» с большой буквы, поскольку в этом рассказе это именно так. Для деревни того времени Учитель – уважаемый человек, который не только проходит с детьми школьную программу, но и воспитывает, является для всей деревни символом образования, знаний и пользуется большим уважением.
Почитайте сцену посещения учителем болеющего Витьки, когда он принес ему фотографию и сразу почувствуете себя деревенским мальчиком, к которому первый раз в дом пришел Учитель и который «изо всей мочи старается не обляпаться» за столом во время еды.
Интересно в произведении затронута тема коллективизма и раскулачивания, которые переживали деревни в те времена. Этой теме посвящено не так много , но вы точно почувствуйте грусть из-за разоренных домов, испытаете отчаяние людей, которых выселили из домов глубокой осенью в «самую подходящую для гибели пору» и восхититесь качествам, которых так не хватает нам сейчас: крепости чувств родства и землячества, что помогало и спасало людей в те времена и , скорее всего, помогло позже победить в Великой отечественной войне, которую, конечно же, не мог не упомянуть автор, говоря о том, что та школьная фотография хоть и пожелтела, но сохранилась, но многие ребята «полегли в войну».
Прочитайте рассказ, обязательно обсудите с детьми поведение мальчиков. Эта тема будет наиболее близка школьникам по духу и из-за возраста главных героев. Обсудите, почему мальчики полезли в драку, узнав, что они будут стоять при фотографировании в задних рядах ? Правильно ли они сделали, что таким образом решили показать свой протест ? Особое внимание, конечно, нужно уделить поведению Саньки, которое, безусловно, должно стать примером для подражания. Спросите себя и ребенка, смогли бы вы пожертвовать своими интересами ради помощи и поддержки друга? Это очень непростой выбор для каждого из нас. Попробуйте проиграть эту ситуацию на своем примере в воображении.