Катехизическая формулировка догмата о Пресвятой Троице такова: Бог един по существу, но троичен в Лицах: Отец, Сын и Святой Дух, Троица единосущная и нераздельная.
Вера в Пресвятую Троицу отличает христианство от других монотеистических религий: иудаизма и ислама. Свят. Афанасий Александрийский определяет христианскую веру как веру в неизменную, совершенную и блаженную Троицу.
Само слово «Троица» (греч. Τριάς) – не библейского происхождения. В христианский лексикон оно было введено во второй половине II в. свят. Феофилом Антиохийским.
Учение о Пресвятой Троице дано только в христианском Откровении. Догмат о Пресвятой Троице непостижим на уровне рассудка, которому учение о Пресвятой Троице представляется противоречивым. Для того чтобы принять этот догмат, человеческий рассудок должен отвергнуть свои претензии на способность все в мире познать и рационально объяснить, опираясь лишь на собственные естественные силы. Это значит, что тайна Пресвятой Троицы постигается, причем лишь отчасти, только в опирающемся на Откровении опыте духовной жизни и это постижение всегда сопряжено с аскетическим усилием.
По учению святых отцов, без веры в Троицу невозможно и само бытие Церкви, ибо «на ней основана Церковь, и кто от этой веры отпадает, тот не может быть и даже называться христианином».
Учение о Пресвятой Троице сводится к следующим основным положениям:
1. Бог троичен, и троичность состоит в том, что в Боге – Три Лица (Ипостаси): Отец, Сын, Святой Дух.
2. Каждое Лицо Пресвятой Троицы есть Бог, но Они суть не три Бога, а один Бог.
3. Все Три Лица отличаются личными, или ипостасными, свойствами.
Смысл символа Пресвятой Троицы глубок и универсален, он раскрывает механизм усыновления человека Богу. Бог, Дух и человек-необходимое условие для совершения акта усыновления. Первый раз чрез это действо прошел сам Господь Иисус Христос.
И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. ( Матф 3-17)
Человек приобщается Отцу Небесному посредством Духа Святого. Духу Святому придается очень большое и важное значение, так Господь говорит:
Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем.(Мтф.12.32)
Основание понимания и принятия Святой Троицы заложил сам Господь, когда говорил ученикам своим: "Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа"
Именно чрез принятие Святого Духа происходит рождение человека свыше: "Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше."
Далее в деяниях апостолов Господь говорит о крещении верующих в него Духом Святым: "Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам. Ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым" (Деяния 1.5)
Верующему должно креститься и принять Дух Святой. Именно чрез Дух Святой, человек соединяется невидимо с Богом Отцом и Господом Иисусом Христом, ибо в Духе Святом все едины. Догмат о Святой Троице весьма важен, так как он открывает понимание того, как происходит процесс соединения человека с Богом.