Найти в Дзене
Даниловский краевед

История деревни Сопроново 7. Секуляризация

Правление царицы Екатерины Великой значительно повлияло на жизнь как страны России, так и конкретной деревни Сопроново. Одна из реформ того времени была запланирована ещё несчастным царём Петром III. Супруга его Екатерина сочла начинание полезным и 26 февраля 1764 года своим указом утвердила полную секуляризацию церковных земель. В результате, около двух миллионов душ монастырских крестьян перешло под контроль Государственной Коллегии Экономии. С этого момента монастырские крестьяне стали называться экономическими или государственными крестьянами.

Большая часть церковных земель была передана государству, многие монастыри были вовсе упразднены. Угодья Новоспасского монастыря в Костромском уезде также перешли в ведение государства. Деревня Сопроново стала государственной, а сопроновские крестьяне – «казёнными».

Это означало, что Сопроново и некоторые окрестные деревни (Ивановское, Дмитриково, Васильцево, Радово, Михеево) с тех пор не являлись владением каких бы то ни было помещиков. В отличие от помещичьих, владельческих крестьян сопроновские жители считались лично свободными, хотя и прикреплёнными к земле. Будучи государственными, они жили на казённой земле и вместо оброка и барщины платили денежные подати в казну.

Эти «свободные сельские обыватели» рассматривались как лица, обладающие юридическими правами — могли выступать в суде, заключать сделки, владеть собственностью. Государственным крестьянам было разрешено вести розничную и оптовую торговлю, открывать фабрики и заводы. Земля, на которой они жили и работали, являлась государственным владением. При этом за хозяевами этих наделов признавалось некоторое право пользования. На практике крестьяне даже совершали сделки купли-продажи как владельцы земли. Государственные крестьяне имели право пользоваться наделом в размере порядка 5-10 десятин (гектар) на двор. При всём при этом на них формально распространялось крепостное право.

-2

Многие соседние и окрестные деревни, такие как Спицыно, Бисерово, Баскаково, сёла Качаево, Поповское до отмены крепостного права являлись частными владениями помещиков из дворянских династий Давыдовых, Поливановых, Сурминых, Головковых. То есть, в Даниловском уезде имела место этакая чересполосица, когда одна деревня была государственной, другая – помещичьей. Можно только предполагать, как относились друг к другу крестьяне таких деревень и в чём состояли отличия в жизни с разными хозяевами.

Скорее всего, в самых общих чертах образ жизни помещичьих и казённых различался мало. Возможно, у государственных крестьян было чуть больше самостоятельности при выборе занятия и способа заработка. Меньше было чрезмерного надзора, угрозы насилия со стороны хозяина. У них было меньше препятствий и больше возможностей, чтобы отправиться в город на заработки. Но при этом и помощи в критических ситуациях ждать было не от кого.

Следующим важным пунктом екатерининских реформ была административная реформа. В 1777 году была образована Ярославская губерния, а в её составе уезды Даниловский и Любимский. В 1782 году по итогам административных реформ в Российской империи была проведена четвертая ревизия податного населения. Перепись отразила первые результаты административной и церковной реформ царицы Екатерины. По вотчине бывшего Новоспасского монастыря в ревизионную комиссию была подана отдельная ревизская сказка. Удел именовался следующим образом: «Фёдоровская вотчина погосту Покровского с деревнями».

-3

Заголовок документа гласит следующее:

«1782 года июня 24 дня Ярославского наместничества Даниловского уезду Соцкого стану ведомства государственной коллегии экономии бывой ставропигиального Новоспасского монастыря Федоровской вотчины погосту Покровскаго з деревнями выборной Иван Андреев и староста Андрей Федоров по силе состоявшагося 1781 года ноября 16 ЕЯ ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА и опубликованного манифеста дали сие сказку о положениях в нижеписанной вотчине по последней 1763 года ревизии в подушном окладе крестьянах с показанием ис того числа разными случаями убылых и после ревизии вновь рожденных и пришлых по самой истине без всякой утайки. А буде в нем впредь обличены явимся или по свидетельству найдется что кого либо утаим то повинны положенному по указом штрафу без всякого милосердия».

Согласно четвёртой ревизии в 1782 году в деревне Сопроново проживало 107 человек, из которых мужского пола 41, а женского 66 крестьян. За 60 лет, прошедших со времени первой ревизии население деревни увеличилось на треть. Число дворов увеличилось в половину, с 10 до 16 дворов.

По рассказам старожилов в стародавние времена рядом с деревней Сопроново на берегу реки Коньши располагалась деревня Панафидино, все жители которой по какой-то причине покинули деревню и переселились в Сопроново. Действительно, в сотной книге 1562 года в составе земель Новоспасского монастыря упоминается «деревня Понажидино, во дворе Гридя Семенов, во дворе Сенка Иванов, да два двора пусты». По размерам Панафидино сравнимо было с Сопроновым, в ней также насчитывалось четыре двора, жителей только было поменьше.

Окрестности деревни Сопроново
Окрестности деревни Сопроново

Панафидино под именем Понахидино упоминается в писцовых книгах 1627 и 1678 годов. В ревизии 1719 года и на первых картах уезда середины 18 века эта деревня уже не числится. Таким образом, прирост населения деревни Сопроново произошёл не столько за счёт естественных причин, сколько за счет переселенцев из Панафидина и ещё пары починков бывших поблизости. В 17 веке с укреплением крепостной зависимости происходил постепенный процесс укрупнения деревенских поселений и переход к общинному землевладению.

Панафидино пало жертвой такого явления как "сносы". Многие крупные землевладельцы старались избавляться от одиночных починков и хуторов, разбросанных по лесным заимкам. Заставляли крестьян сносить свои дворы и перевозить их в сёла. Так было удобнее управлять вотчиной, контролировать барщину и сбор податей.

В 20 веке под названием Панафидино местные жители указывали лес и полянку на берегу Коньши посредине пути между Сафроновым и деревней Ивановское. В Панафидине у жителей Сафронова были дровяные делянки. Это подтверждает давнюю хозяйственную связь этих мест. По всей видимости, четыре двора деревни Панафидино располагались непосредственно на берегу речки. На первой подробной карте этих мест «План генерального межевания» (ПГМ) Даниловского уезда, составленной во второй половине 18 века, после образования уезда, этой деревни не отмечено. В 20-м веке на месте Панафидина едва заметны были косвенные признаки бывших здесь когда-то жилищ.

-5

Название Панафидино очевидно имеет церковную основу и произошло от слова панихида. Диалектный вариант «панафида» вместо «панихида» упоминается в словаре Даля.

По воспоминаниям старожилов, записанных Александром Михайловичем Морозовым, жители маленького хутора-починка Дворики (Дворушки) в стародавние времена также переселились в Сафроново. Располагался хутор где-то между Сафроновым и селом Качаевым. Но в архивных документах упоминаний такой деревни никак не обнаруживается.

-6

Спасибо, что прочитали! Продолжение следует. Ставьте нравлики, подписывайтесь на журнал.