Найти в Дзене
Воеводин Антон

Чем полезно чувство вины.

В 90-е устами Луизы Хей было модно избавлять людей от чувства вины... не самое подлое намерение, к слову. Однако затем, в нынешние времена подражатели Тони Роббинса стремятся, напротив, привить человеку это чувство . "как ты смеешь прозябать, когда вокруг столько возможностей". Но вот что: пожалуй, многие не учитывают , что чувство вины, помимо всего негатива, который оно в себе несет - является еще и достаточно сильным локусом контроля: если я виноват - значит от меня что-то зависит. Значит -я- могу или мог сделать и по-другому... не является ли чувство вины (в том числе) механизмом самозащиты человека абсолютно немощного и бесправного? в чем реально был виноват Акакий Акакиевич? не в этом ли и трагизм Шинели, что его правильное мышление и правильные поступки вряд ли бы умолили жизнь поступить с ним по-другому? Не в этом ли пафос книги Иова? он отказывается признать себя виноватым и в этом состоит его нагота перед Судьбой? Человек может жить скверно или праведно и все равно "как вода

В 90-е устами Луизы Хей было модно избавлять людей от чувства вины... не самое подлое намерение, к слову. Однако затем, в нынешние времена подражатели Тони Роббинса стремятся, напротив, привить человеку это чувство . "как ты смеешь прозябать, когда вокруг столько возможностей".

Но вот что: пожалуй, многие не учитывают , что чувство вины, помимо всего негатива, который оно в себе несет - является еще и достаточно сильным локусом контроля: если я виноват - значит от меня что-то зависит. Значит -я- могу или мог сделать и по-другому... не является ли чувство вины (в том числе) механизмом самозащиты человека абсолютно немощного и бесправного? в чем реально был виноват Акакий Акакиевич? не в этом ли и трагизм Шинели, что его правильное мышление и правильные поступки вряд ли бы умолили жизнь поступить с ним по-другому? Не в этом ли пафос книги Иова? он отказывается признать себя виноватым и в этом состоит его нагота перед Судьбой? Человек может жить скверно или праведно и все равно "как вода настигнут его ужасы, в ночи скрадет его буря" (27.20) Иов справился. Но для других людей избавление от чувства вины может послужить поводом к еще большему отчаянию: я не стал космонавтом не потому что плохо учился в детстве, а просто потому, что я живу в ЮАР, где космонавтика не очень развита, и общий ход жизни неизбежно сложился бы так, что космонавтом я не стал бы никогда. Не способна ли именно эта мысль, а не чувство вины раздавить человека? Не здесь ли кроется реальная драма?