Есть в школе предметы, заточенные на знание фактов, в которых сложно разгуляться по навыкам 4К. А есть предметы, в которых фактура и содержание не просто позволяют, а всячески стимулируют развитие коммуникации, кооперации, критического мышления и креативности, обсуждение острых социальных проблем.
Пожалуй, самый благодатный — литература. Уже давно не времена жёсткой идеологии, когда на вопрос «Что хотел сказать автор?» есть только один правильный ответ в интерпретации одобренного сверху критика. Наконец, стало можно говорить о том, что в самых талантливых произведениях нет однозначного ответа на этот вопрос. Чем больше развилок книга представляет для размышлений, тем более стойко она проходит проверку временем. Вот уже и Толстой (при всём уважении и почтении) всё чаще критикуется и становится героем мемов именно за своё прямое морализаторство, за тыканье читателя носом в «что такое хорошо» и «что такое плохо».
А сколько сейчас шансов перечитывать с подростками классику и видеть в ней актуальность! Вот, например, «Шинель». Вопрос из домашнего задания в электронном журнале:
Как вы относитесь к Башмачкину А. А.?
Можно ли сказать, что герой сам заслуживает неуважения окружающих? Почему?
Я не знаю, сама ли учительница придумала эти вопросы или взяла из методических рекомендаций. Вопросы прекрасны! Какую дискуссию можно было бы поднять! Сколько разных мнений она могла бы спровоцировать.
Сын одной из читательниц моего канала, который имеет за спиной печальный опыт травли, сформулировал свой ответ так (оригинал комментария можете прочитать сами):
«Я хорошо отношусь к Башмачкину, он добрый и безобидный человек и заслуживает уважения! Его окружение устроило ему травлю без причины, потому что для травли причина не нужна».
Бинго! Ребёнок в двух словах сказал про травлю то, чему я посвящаю часы лекций.
Теперь Башмачкин. А почему нет? Разве Гоголь нам оставил методичку, как именно относиться к Акакию Акакиевичу? Человек, действительно, много и аккуратно работал, мечтал, воплотил мечту в жизнь. Никому не желал зла. Имел свои маленький слабости, а кто их не имеет?
Учительница литературы поставила за этот ответ «три», объяснив оценку тем, что мальчик «неправильно понял идею произведения».
К слову, этот мальчик имеет своё мнение не только по Акакию Акакиевичу. Когда проходили «Му-Му» он пытался донести, что Герасим лучше бы сам с собой сделал то, что с собакой. «Историю одного города» раскритиковал за то, что 90 процентов произведения клевета, привёл аргументированные доводы, основываясь на исторических фактах. Прямо сейчас сдал ещё одну работу, в которой уличил Ивана Васильевича из «После бала» в малодушии, трусости и лицемерии. Интересно, что скажет учитель на это)))
Это ужасное упущение. Упущение тех самых, «ага!»-моментов. Вот он, наконец-то живой мозг ученика. Бери его, растягивай критическое мышление в разные стороны. Собирай детей в группы, учи их общаться, отстаивать свою точку зрения и уважать чужую. Стимулируй креатив, ответы, которых нет в готовом виде в учебниках. Все 4К в одном флаконе. Тебе даже делать ничего не надо. Только среду создать для этого, рамку задания.
Вместо этого — «неправильно понял идею произведения». Одной этой фразой можно убить несколько зайцев: как минимум, критическое мышление, как максимум, любовь к книгам, читаемым в школе. Причём, у этого мальчика уже ничего не убьёшь, в этом я уверена. Меня больше волнуют другие, остальные 25 человек, которые за всем этим наблюдают. Сколько из них решит, что лучше уж своё мнение вообще не отсвечивать? Особенно если и дома они привыкли слышать: «Тебя вообще никто не спрашивает!»
Кстати, на интенсиве 29 января и 5 февраля пройдем несколько крутых приемов, с помощью которых можно было бы про Башмачкина дискуссию провести. Интенсив называется «Буллинг и антибуллинг». В первый день будем учиться различать травлю и лечить коллектив, во второй - работать с классом. Узнаем, как выстраивать групповую работу на уроке. Педагоги получат техники групповой работы на уроке, которыми можно сплотить класс, не отходя от темы и ФГОС, значительно повысить эффективность урока, получать отдачу и хорошее настроение. Родители приоткроют завесу того, что должно происходить в стенах школы, чтобы дети шли на уроки с удовольствием.
Пропустить нестрашно, запись будет!
Интенсив «Буллинг и антибуллинг» в цифрах:
- 1 пошаговый алгоритм лечения травли
- разбор 5 реальных школьных кейсов
- 6 инструментов внеурочного классообразования
- 4 инструмента групповой работы на уроке
- 2 инструмента оценки групповой динамики в классе + 2 в подарок
Если вы неравнодушный педагог или осознанный родитель, который хочет знать больше о школе, приглашаю вас в нашу Телеграмм-группу «Учимся учить иначе» и в привязанную к каналу Группу.
Книгу «Травля: со взрослыми согласовано» можно заказать тут.