В каждом путешествии есть некая крайняя точка, после которой начинается уже возвращение домой. Путь "обратно" может быть длинным, гораздо больше похода "туда". Может быть приятным и не очень, запоминающимся и выпадающим впоследствии из памяти. Но всё равно, особой точкой служит именно достигнутый предел, взятая вершина, найденный берег.
Для нас в летнем путешествии по Красноярскому краю и Хакасии такой точкой стала смотровая площадка Саяно-Шушенской ГЭС. Расположенная чуть южнее 53 параллели (а мы живём между 55 и 56), она заслуженно стала поворотной, поскольку дальше неё дороги просто нет. Есть только ответвления, и те не для обычных машин.
Но сперва нам надо было вернуться в Хакасию с правого берега реки, где располагается Шушенский район Красноярского края. Немного выше деревни Голубая, названной, как и село Сизая, по имени горных речек, впадающих в тех местах в Енисей, построена небольшая Майнская ГЭС - контррегулятор расположенной в 20 километрах выше неё огромной Саяно-Шушенской. Слово непривычное и непростое, а на самом деле основная задача этой станции понятна: сглаживать влияние большой своей сестры на сток Енисея. Саяно-Шушенская может начать активно спускать воду или наоборот начать наполнять уровень водохранилища, но ниже по течению это не должно приводить ни к затоплению, ни к обмелению реки.
Строительство гиганта гидроэнергетики и так привело к большим изменениям в течении Енисея: например Минусинская протока перестала быть судоходной настолько, что на неё махнули рукой и начали соединять материк и Тагарский остров уже не только мостами, но и насыпными плотинами. Особенно изменения были заметны на этапе наполнения огромного водохранилища. Саяно-Шушенская начала вводиться в строй в 1978, а Майнская в этот год только начала строиться.
Будучи младшей сестрой, она сама не такая уж и малышка: мощность её - 321 МВт. Для сравнения, мощность планируемой к возведению Крапивинской ГЭС на Томи лишь немногим больше - 345 МВт. Но и основная роль у них схожая - кроме выработки электроэнергии регулировать сток реки. Сейчас на Майнской активно идёт реконструкция: один агрегат уже поменяли, сейчас приступили к замене второго. Модернизируют и другие системы станции. Им уже по 30 лет, Да и на плановую мощность из-за просчётов Майнская ГЭС почти никогда не выходила.
Автомобильная дорога проходит прямо по гребню станции. Переправившись на левый берег, дальше на юг машины идут мимо Майнского водохранилища. Глубинные слои Саяно-Шушенского водохранилища не прогреваются, поэтому в Майнское вода поступает очень холодная летом и относительно тёплая зимой. Такие условия позволяют успешно разводить в нём ценные породы рыб: форель и осетра. Форелевое хозяйство на фоне Майнской ГЭС как раз видно на снимке выше.
А по берегам Майнского водохранилища резко вверх поднимаются горы метров на 600. Правый берег необжитой и дикий, а на левом кое-где притулились дачные посёлки, турбазы и город энергетиков Черёмушки. Виды, где присутствие человека минимально - потрясающие! Хотя и поверху скал заметна его деятельность: уходят куда-то по горам и тайге линии электропередач, на одной из вершин добывали мрамор. На этом утёсе, потемневшем от времени, устроен экстрим-парк "Мраморка" для любителей полазать по скалам.
Красивейшая дорога пролетает быстро, и вот мы паркуемся в конечной точке нашего маршрута.
К сожалению, большой свободы для туристов здесь нет. В принципе, оно и понятно. Вот только фотографировать непросто - солнце светит из-за плотины. Рядом с Красноярской ГЭС было больше возможностей.
На обзорной площадке установлен мемориальный знак покорителям Енисея, вдоль берега можно прогуляться по набережной и полюбоваться на окрестности.
Сама станция далековато, в километре, даже не чувствуется её размеров. Только оценочно: видите надпись "Россия"? Высота каждой буквы - 52 метра. С 17-этажный дом! Эх, поглядеть бы на неё сбоку, чтобы оценить разницу в уровне водохранилища и реки ниже плотины! Тем более, что сама плотина - арочная (арочно-гравитационного типа).
Вот такую фотографию нашёл в интернете. Слева виден самый высокий в тех местах хребет Борус.
Узкий участок Енисейской долины, в котором решено было возвести ГЭС, именуется Карловым створом, по названию ручья здесь протекающего. Вдали на фотографии угадывается уходящий направо залив речки Джой. Ранее, до поднятия водохранилища, Енисей разделялся тут на два рукава Джойским островом, и каждый из рукавов был порожистым. Хотя по правому протоку по большой воде могли проходить даже пароходы. А вот через Большой Енисейский порог, располагавшийся там, где Енисей после впадения реки Ус преодолевает горный хребет в узком Саянском коридоре, переправиться можно было только на плотах.
До 1926 года сухопутной дороги до Урянхайского края (или Танну-Тувы, как называли Туву с 1921 по 1944 годы) не существовало. Только зимой можно было добраться по застывшему Енисею на собачьих упряжках, либо с риском для жизни по воде. Вот как описывает Большой Енисейский порог турист-водник под ником Визави, прошедший его в 1973 году, незадолго до перекрытия Енисея: "Большой Енисейский порог действительно поражал своей грандиозностью. После поворота реки вход в порог преграждала огромная плита, с которой основное количество воды сваливалось в огромную яму. Из этой ямы вырывалась грохочущая и бурлящая пенная масса. Кроме шума воды, в пороге раздавался грохот от падающих в него камней. Справа от плиты неслись большие валы. Рядом с порогом, у левого берега, стоял разбитый теплоход, а после порога на обоих берегах виднелись кладбищенские кресты... Вскоре этот порог прекратил своё существование, после заполнения водохранилища Саяно-Шушенской ГЭС он ушёл под воду".
Изначально в проект станции входил судоподъёмник, как на Красноярской ГЭС. Предполагалось, что перенесённый на другое место в связи с разливом водохранилища тувинский город Шагонар будет стоять на море, по которому будут ходить большие корабли. Но море до него в итоге так и не дошло, да и суда по Енисею ходить перестали. Хотя пороги скрылись под толщей воды, судоподъёмник так и не построили. Только небольшие катера ловят затопленный в водохранилище и всплывающий до сих пор лес и буксируют его в затоны по заливам мелких речушек. А по левому берегу разлившегося Енисея создали в 1976 году огромный Саяно-Шушенский заповедник.
Эксплуатационный водосброс в плотине ГЭС, у правого берега, не очень хорошо справлялся со спуском паводковых вод. Справлялся вообще-то, но после каждого серьёзного сброса воды приходилось восстанавливать водобойный колодец. Поэтому ещё в конце 80-х решено было построить дополнительный береговой сброс. Вот только возведения его пришлось ждать больше 15 лет.
Открывают его даже не каждый год. Но как раз в 2021 году в июне и в августе стояла такая дождливая погода, что береговой водосброс работал не один день. Знакомые побывали здесь в это время - впечатляющее зрелище! Мы такого не увидели. Вам же покажу фотографию с сайта.
По левому берегу проходит дорога и трамвайная линия из города Черёмушки до ГЭС. Линия однопутная, по ней ходят спаренные вагоны, и для того, чтобы ехать в обратную сторону на конечной водитель трамвая переходит в другой вагон. Расписание трамвая привязано к сменам на ГЭС, и случайно встретить сам трамвай везёт не каждому.
На памятном знаке установлены скульптуры рабочих и инженеров, строивших ГЭС. Гранитное основание расколото, видимо этот просвет символизирует саму реку. По постаменту активно лазают детишки. Сейчас один вылезет из "реки", как водный монстр, и начнёт карабкаться на вершину.
Конечно же отмечена память о событиях 17 августа 2009 года, о произошедшей на станции аварии, которая не только на долго вывела её из строя, но и унесла жизни 75 человек. Мы все помним события тех дней. Распространённый образ, знакомый с детства, в котором залы гидростанции блистают, внутри всё чисто и аккуратно, а обслуживающий персонал степенно ходит с умным видом в белых халатах, разрушился тут же. Вода - страшная сила! Тем более та, которую мы якобы приручили.
Вдоль реки на несколько километров до самого города тянется пешеходная набережная. У смотровой площадки растут молодые кедры, а дальше от солнца уже не скрыться - слева газон. Было довольно жарко, и вскорости мы повернули обратно.
Ну что ж, пора и в обратный путь!
Чуть ниже смотровой, не доезжая до города - мостик на правый берег. Там Енисей образовал небольшую пойму. Мы заехали туда, но к сожалению вскорости встретили пост охраны, который преградил нам дорогу до точки на карте, отмеченной, как еще одна смотровая. В глубь гор уходят непростые дорожки до берега Саяно-Шушенского водохранилища и ретранслятора над Черёмушками, но видимо они не для нашей машины сделаны. Поэтому едем до Абакана.
На обратном пути больше смотрели по сторонам. Глыбы мрамора, скалы, водопадик. Отличный повод остановиться!
Перелезли через ограждение и спустились к ручейку под водопадные струи. Замечательное завершение маршрута!
Где-то там уже ждёт арендованная квартира в Абакане. Длиннющий день клонится к вечеру. Поедем-ка мы отдыхать.
А здесь, можно найти ссылки и на другие статьи про путешествия и тихую охоту:
#путешествия #сибирь #саяно-шушенская гэс #лето 2021