"Ребенок - допустим, девочка - очень тонко чувствует, когда родители испытывают сомнения, вину, раздражение. Это заставляет ее сопротивляться их требованиям и, в свою очередь, требовать для себя очередных поблажек и уступок. Ее скверное поведение вызывает у родителей все возрастающее раздражение, которое в конце концов находит выход во вспышке гнева - не важно, насколько сильна эта вспышка, - которая заставляет девочку уступить. Иными словами, снисходительность родителей вовсе не позволяет избежать ссоры; напротив, она делает ее неизбежной".
Поразительно точное замечание! Именно те родители, которые больше всего заботятся о том, чтобы избежать конфликта и ссоры с ребенком, в конце концов выходят из терпения и начинают кричать, угрожать, а потом и лупить ребенка. Результатом ложного мягкосердечия зачастую становится дурное обращение с детьми.
Здесь мы сталкиваемся с наиболее распространенной ошибкой в вопросах воспитания детей - и, быть может, эта ошибка обходится нам особенно дорого. Я говорю о неоправданном гневе родителей при попытках заставить детей подчиниться их требованиям. Я уже затрагивал этот предмет в своей книге "Не бойтесь наказывать", но, как мне кажется, он заслуживает более подробного обсуждения.
Не существует менее эффективного средства, чтобы управлять людьми, независимо от их возраста, нежели раздражение и гнев. А между тем большинство взрослых, пытаясь добиться чего-либо от детей, полагаются в первую очередь на свои эмоции. В одной из телевизионных программ некий учитель так и сказал: "Я люблю свою профессию учителя, но ненавижу ежедневную задачу воспитания детей. Мои дети настолько непослушны, что мне приходится постоянно сердиться, чтобы поддерживать в классе порядок". Какая жестокая безысходность - из года в год, изо дня в день быть озлобленым и раздраженным! Но тем не менее многие учителя (и родители) просто не знают иного способа воспитывать детей. Поверьте мне, способ этот изнурителен и не дает результата.
В том, что это так, вы можете убедиться на собственном примере. Представьте себе, скажем, что вы возвращаетесь домой в автомобиле. Вы торопитесь и сильно превышаете скорость - на целых сорок миль в час. На углу стоит одинокий полицейский. Да, он полицейский, но у него нет ничего, чтобы заставить вас остановиться. У него нет ни дежурной машины, ни мотоцикла; он без формы, у него нет пистолета, и вообще он сейчас не при исполнении служебных обязанностей и потому даже не может выписать вам штраф. Единственное, на что он способен, - это, стоя на обочине, выкрикивать в ваш адрес угрозы и оскорбления. Так неужели же вы сбавите скорость, если он будет потрясать кулаками, пытаясь остановить вас? Конечно же, нет! Скорее всего, вы издевательски помашете ему рукой, проносясь мимо. Его ярость не принесет никаких результатов - лишь выставит его в нелепом и смешном свете.
А теперь представьте себе, г-н Автомобилист, что в зеркало заднего обзора вы видите, что за вами мчится, сверкая красными сигнальными огнями, черно-белая полицейская машина. Конечно, тут уж никуда не денешься, придется остановиться. И вот к вам направляется изысканно вежливый полицейский шести с лишком футов роста, на боку у него кобура. "Сэр, - говорит он твердо, но вежливо тоном, не допускающим возражений, - наш радар показал, что вы едете со скоростью шестьдесят пять миль в час в зоне, где скорость ограничена двадцатью пятью милями. Не будете ли вы так добры показать мне ваше водительское удостоверение?" - Ну что? Он не выказал по отношению к вам ни малейшей враждебности, он был учтив и любезен - отчего же вы так струхнули? Почему перебираете документы в бумажнике трясущимися влажными руками, почему у вас пересохло во рту? Отчего так бешено бьется сердце? А потому, что вам заведомо известно - действия, которые предпримет представитель закона, не сулят вам ничего хорошего. Итак, именно его действия послужат причиной того, что в будущем вам придется переменить свои водительские привычки.
Не гнев, а дисциплинарные меры влияют на поведение. Между прочим, я убежден, что, давая волю своему гневу, взрослые теряют уважение детей. Они подозревают, что наши срывы объясняются нашей неспособностью контролировать ситуацию. Мы являемся символом правосудия для них - так что же они могут подумать, когда на грани истерики, со слезами в голосе, мы начинаем размахивать руками и выкрикивать заведомо пустые предупреждения и угрозы? Что бы, к примеру, подумали вы, если бы во время судебного заседания увидели судью, ведущего себя подобным образом? Неужели вы бы почувствовали к нему уважение? Конечно же, нет.
Я вовсе не призываю родителей и учителей скрывать от детей свои чувства. Я не предлагаю, чтобы мы уподобились ни на что не реагирующим роботам. Случается, наши девочки и мальчики проявляют такое непослушание и ведут себя настолько безобразно, что наше раздражение абсолютно уместно. По сути дела, его и нельзя скрывать, ибо в противном случае мы будем выглядеть неискренними и ходульными. Единственное, чего нельзя допускать, - это чтобы гнев становился инструментом, с помощью которого мы пытаемся повлиять на поведение ребенка. Это неэффективно и может разрушительно повлиять на отношения между родителями и детьми.
— материал взят из книги «Непослушный ребёнок», автор Джеймс Добсон