Найти в Дзене
Порцелиновый фан

Вербилки. Форма "Стандарт", росписи "Хлопок", "Виноград", "Маки", "Жар-птица".

Здравствуйте, друзья, подписчики и читатели. Первоначально я хотел каждой из росписей, представленных в данной заметке, посвятить отдельную статью. Но потом решил, что постоянным читателям, уже одолевшим предыдущие мои заметки (а в них как раз описываются различные росписи на послевоенной вербилковской форме "Стандарт"; к примеру, очень модная ныне среди собирателей роспись "Слива"("старая") - см. https://zen.yandex.ru/media/id/616a8e08cfb5f23bf687e3de/verbilki-forma-standart-rospis-sliva-staraia-61e543f26c23bf1c553fb787 или знаменитая "Репка" - см. https://zen.yandex.ru/media/id/616a8e08cfb5f23bf687e3de/verbilki-forma-standart-rospis-repka-61e805fe134195771ca476b9; прочие перечислять не стану)) это будет несколько скучновато. Просто потому что пойдут повторы, к тому же росписи на крытье ("Хлопок" и "Виноград") не столь примечательные в сравнении с теми, что рассматривались ранее. Ну а что касается интереснейших росписей "Маки" и "Жар-птица", созданных таким признанным мастером завода в Вербилках, как Александра Алексеевна Чекулина (1906-1986), то поскольку там нет крытья, и соответственно, цвет крытья не меняется, рисунок на всех предметах остаётся прежним, - заметки получились бы короткие - курам на смех. Поэтому в данной статье представлен небольшой обзор-микст четырёх достаточно заметных росписей.

Итак, начитаю с росписи "Хлопок". Точно так же, как и в "Сливе" ("старой") - здесь рисунок распределён по "окнам" крытья. Но если в случае со "Сливой" элементы рисунка были разные (цветок, листочек, плод), что делало общий рисунок похожим на шараду, то здесь всё упрощено - во всех "окнах" - одинаковый цветок. Никакой загадки. Как и в цветке "Сливы", собственно цветок (там, где тычинки и пестик) обозначен цветной решёткой. Понятно, что такова манера и фантазия художника ("по перекличке" со "старой" "Сливой" можно сделать вывод, что художник у этих двух росписей один). Но так ли выглядит в реальности настоящий цветущий хлопок? Давайте сравним (Листайте галерею ниже... Кстати, мне подсказали, что тот ватный валик, что я называю "цветком", на самом деле плод хлопка, а цветок похож на цветок мальвы, но вы уж извините не ботаника)...

Как было принято, на одном колере крытья в Вербилках не зацикливались. Пример "Хлопка" на зелёном.

Роспись представленных в галерее ниже маслёнок\паштетниц я не могу определить как "чистый" "Хлопок", поскольку рисунок всё-таки иной. Есть дополнительные элементы (цветовые пятнышки). Но в целом создаётся впечатление, что это какой-то вариант "Хлопка". Если читателям есть что сказать по данному вопросу, делитесь своим мнением в комментариях. Ещё одна интересная деталь - я ни разу не встречал роспись "Хлопок" на форме АР-ДЕКО. Скорее всего, роспись была слишком простоватая для "старого" фасона.

Теперь - о росписи "Виноград". Такая роспись кажется слабым подражанием росписи "Цветущая калина" (заметку о ней см. здесь - https://zen.yandex.ru/media/id/616a8e08cfb5f23bf687e3de/verbilki-forma-standart-rospis-cvetuscaia-kalina-61e8062e35b3b864538d44a8). Похоже, обе росписи созданы в одно время одним художником. Весь рисунок, так же, как и в "Цветущей калине", проходит позолотой по крытью и по глазури в окнах. Но в "Калине" зелёный цвет листьев делал рисунок более ярким и "нарядным". Тут - всё более уныло и аскетично (несмотря на позолоту).

Главный элемент любого сервиза - это, конечно, чайная пара. Вот так она выглядит в росписи "Виноград" на форме "Стандарт"...

В следующей небольшой галерее представлены, кроме чайной пары, другие основные предметы чайного сервиза: чайник, молочник, сахарница.

Как обычно, представляю предметы той же росписи, но уже на иного колера крытье - бордо.

Более редкое крытьё для данного рисунка. "Виноград" на бордовом (коричневом). Фото взято из свободного доступа в интернете.
Более редкое крытьё для данного рисунка. "Виноград" на бордовом (коричневом). Фото взято из свободного доступа в интернете.

Переходим к рисункам, созданным Александрой Алексеевной Чекулиной (1906-1986) изначально для формы сервизов стиля АР-ДЕКО, и во второй половине сороковых годов перенесённых на новую форму (фасон) "Стандарт". (Кстати, есть предположение, что рисунки "Слива" (как "старая", так и "Персик"), а также представленный выше "Хлопок" - также творения её рук. Самое главное в них то, что приведённые ниже росписи делались полностью ВРУЧНУЮ - от и до!!! Итак, "Маки"...

Чайная пара на форме "Стандарт" в сложной росписи "Маки". Эта-то сложность и погубило так понравившуюся потребителю роспись - во второй половине пятидесятых, когда невозможно было на местах протестовать против всеобщего тренда на "упрощенчество", роспись сняли с производства. В Вербилках оставили только те росписи "вручную", которые сделала бы и обезьяна, если её чуть подучить. Зато пошёл массовый выпуск продукции везде и всюду. Фото взято из свободного доступа в интернете.
Чайная пара на форме "Стандарт" в сложной росписи "Маки". Эта-то сложность и погубило так понравившуюся потребителю роспись - во второй половине пятидесятых, когда невозможно было на местах протестовать против всеобщего тренда на "упрощенчество", роспись сняли с производства. В Вербилках оставили только те росписи "вручную", которые сделала бы и обезьяна, если её чуть подучить. Зато пошёл массовый выпуск продукции везде и всюду. Фото взято из свободного доступа в интернете.
На  фото представлены чашка и чайник в росписи "Маки" фасона "Стандарт" в превосходной сохранности. Фото взято из свободного доступа в интернете.
На фото представлены чашка и чайник в росписи "Маки" фасона "Стандарт" в превосходной сохранности. Фото взято из свободного доступа в интернете.

После ВОВ традиционным для Вербилок был параллельный выпуск посуды "старой" формы стиля АР-ДЕКО и нового фасона "Стандарт" в одинаковых росписях, созданных в тридцатые годы. И такая традиция сохранялась аж до второй половины пятидесятых годов, когда тренд на упрощенчество всего и вся стал "генеральной линией". Тогда (с 1957-го года) форма АР-ДЕКО ушла в Небытие. Но посмотреть на единство формы и содержания можно в галерее ниже.

Ну а теперь перейдём к росписи "Жар-птица". Ничего комментировать не буду, уточню только, что роспись эта редкая и очень ценная (с точки зрения знатоков и собирателей, которые готовы отдавать за неё серьёзные деньги). Так что, уважаемые читатели, посмотрите - а не завалялись ли у вас где в кладовке, на даче или на антресолях подобные вещицы? Обогатиться - это навряд ли, а вот пополнить семейный бюджет у вас точно получится (если, конечно, вы не фарфороголики).

Молочник фасона "Стандарт" в росписи "Жар-птица". Автор А.А. Чекулина (1906-1986). Фото взято из свободного доступа в интернете.
Молочник фасона "Стандарт" в росписи "Жар-птица". Автор А.А. Чекулина (1906-1986). Фото взято из свободного доступа в интернете.

Несколько слов о художнике завода в Вербилках (по-другому, Дмитровский фарфоровый завод) Александре Алексеевне Чекулиной, раз уж как минимум две росписи, представленных в данной статье, созданы ею. Уникальный человек! Начала работать ученицей в живописном цехе ещё до Революции 1917-го года на фарфоровом заводе Т-ва М. С. Кузнецова. В 1938 г. на базе Дмитровского фарфорового завода окончила курсы повышения квалификации, организованные в 1937 г. при Худсовете Главного управления фарфоро-фаянсовой промышленности Наркомлегпрома. По завершении учёбы вошла в состав вновь созданной художественной лаборатории, где проработала до выхода на пенсию в 1961 г. Среди её работ не только росписи к сервизам массового выпуска, но и уникальные блюда с портретами видных деятелей СССР В. И. Ленина, А. И. Микояна, начальника воздушной экспедиции на Северный полюс О. Ю. Шмидта, Героя Советского союза М. М. Громова, сервиз «Сталинский маршрут», чайные пары с портретами Героев Советского Союза лётчиков В. П. Чкалова, Г. Ф. Байдукова, А. В. Белякова — участников первого беспосадочного перелёта Москва – Северный полюс – Портленд (США). Таким блюдам различных фарфоровых заводов с портретами важных официальных лиц будет посвящена отдельная статья. Может быть, и не одна. Так что, кому интересно - подписывайтесь, статьи выходят постоянно. Вот единственное фото Александры Алексеевны, которое я отыскал в интернете.

Александра Алексеевна Чекулина (1906-1986). Проработала на заводе в Вербилках (Дмитровский фарфоровый завод) с 1916-го по 1961-й годы. Создатель росписей "Жар-птица" и "Маки" (и  не только!). Фото взято из свободного доступа в интернете.
Александра Алексеевна Чекулина (1906-1986). Проработала на заводе в Вербилках (Дмитровский фарфоровый завод) с 1916-го по 1961-й годы. Создатель росписей "Жар-птица" и "Маки" (и не только!). Фото взято из свободного доступа в интернете.
Блюдо с портретом руководителя СССР тов. И.В. Сталина. Работа А.А. Чекулиной, завод в Вербилках, 1930-е годы. По мне, так ничего особенного, но сейчас такая вещица считается антикварной редкостью (с соответствующей ценой!) Фото взято из свободного доступа в интернете.
Блюдо с портретом руководителя СССР тов. И.В. Сталина. Работа А.А. Чекулиной, завод в Вербилках, 1930-е годы. По мне, так ничего особенного, но сейчас такая вещица считается антикварной редкостью (с соответствующей ценой!) Фото взято из свободного доступа в интернете.

Спасибо всем, кто дочитал. Это блог фарфороголика на Яндекс-Дзен. Если вам интересен фарфор. Не как материал, не как, собственно, посуда, не как статуэтки, панно и прочие элементы декора, а как неотъемлемая часть культуры Человечества. Читайте, узнавайте для себя что-то новое о фарфоре, если понравилось - ставьте лайк, делитесь с друзьями. Если интересуетесь темой - подписывайтесь. До новых встреч!