Найти тему
ЗЕЛО

Лестница в небо

Оглавление

Лествица Райская— яркая метафора самосовершествования. Образ, с помощью которого Иоанн Лествичник излагал свои наставления, изображался вполне буквально — как лестница, ведущая в небо. Разбираемся, как устроено изображение Лествицы Иоанна.

Иоанн Синайский, живший в VI —VII веках, создал книгу наставлений, которая стала руководством для всех поколений восточнохристианского монашества. «Лествица» состоит из 30 глав-ступеней, которые ведут к духовному совершенству. Каждая глава — добродетель. Например, верхние три ступени: вера, надежда и любовь. Литературный образ лествицы Иоанна многократно изображался на иконах, миниатюрах и росписях.

Лествица Иоанна. Икона, XVIII в.
Лествица Иоанна. Икона, XVIII в.

Иконография Лествицы

Лестница. Располагается в центре композиции. На ней держится вся структура изображения. По лестнице в небо ко Христу восходят монахи. Их стаскивают бесы и некоторые низвергаются в преисподнюю, как правило, с нижних ступеней.

Иоанна Лествичник. Фигура самого Иоанна традиционно присутствует на изображениях. Как правило, близ подножья лестницы, реже — наоборот, на верхних ее ступенях.

Дракон или пасть, пожирающая грешников. Практически неизменный элемент изображений Лествицы. Интересно, что этот образ восходит к сюжету Страшного Суда, а в самом сочинении Иоанна Лествичника отсутствует.

Лествица Иоанна. Миниатюры. Слева: нач. XVI в. Справа: XVII в.
Лествица Иоанна. Миниатюры. Слева: нач. XVI в. Справа: XVII в.

Афон и Синай

Греческая икона из монастыря Пантократор на Афоне (XVI в.) уникальна своей композицией: помимо лестницы значительное место в ней занимает изображение Синайской горы – места подвигов Иоанна Лествичника, с образами пророка Моисея, лицезрящего Богоматерь в Неопалимой Купине, преподобную Пахомию с ангелом и, наконец, ангелов, служащих у мощей великомученицы Екатерины.

Монастырь Пантократор на Афоне, XVI в. (Икона)
Монастырь Пантократор на Афоне, XVI в. (Икона)

Чем стащить монаха

Композицию иконы Лествицы из монастыря святой Екатерины можно, напротив, назвать весьма каноничной – доминанта лестницы в окружении сил света и тьмы: логика метафоры проста – люди восходят по лестнице к небесам, а демоны стараются сбросить их в преисподнюю. Однако, характерная черта этой иконы – луки у чертей, помимо привычных крюков.

В церкви Николы Надеина (1621 г.) в Ярославле роспись, исполненная в 1640-1641 гг., содержит подобную интересную деталь – застоявшихся на нижних ступенях иноков бесы стаскивают не крюками и не луками, а сетями.

Слева: Монастырь Святой Екатерины на Синае, XII век (икона).
Справа: Церковь Николы Надеина, 1640–1641 гг. (фреска)
Слева: Монастырь Святой Екатерины на Синае, XII век (икона). Справа: Церковь Николы Надеина, 1640–1641 гг. (фреска)

Житие

Произведение, уникальное своей насыщенной детализацией, – икона «Видение преподобного Иоанна с житием и подвигами» из Рыбинского музея (посл. треть XVI – начало XVII в.). Она самобытна многочисленностью и подробностью сцен жития святого – цикл открывает сцена прощания святого Иоанна с родителями, после которой изображены сюжеты кораблекрушения, которое терпят преподобный с братом в пути, становления монахами после выхода из пучины «моря житейского», чудесного спасения Иоанном ученика Моисея, а также многочисленные сцены подвигов.

Рыбинский музей, вторая половина XVI века (икона)
Рыбинский музей, вторая половина XVI века (икона)