После монголо-татарского нашествия на Русь и включения Русского улуса в Золотую Орду князья Рюрикова дома разделились на два лагеря. Одни придерживались тактики "избегания Орды", другие, напротив, шли на сознательное "подсинение Орде". Давайте узнаем, какую позицию занимали в этом вопросе Александр Невский и его младший брат Андрей, и как это связано с монголо-татарским игом.
Презрение к Орде
В монгольскую эпоху были четыре князя, показавших на собственном примере, что значит "избегание Орды". Первым был князь Михаил черниговский. Он отказался поклоняться тенгрианским символам монгольской веры и принял мученическую смерть, ставшую популярной в агиографии, но не в жизни. Вторым в списке значится тверской княжич Дмитрий Грозные Очи, зарезавший в Орде Юрия московского и расплатившийся за это жизнью.
Самым показательным был пример князя Даниила галицкого. Даниил ухитрялся для Батыя быть "татарином", а для папы римского - "католиком". Как пишет историк А.В. Головнёв, Даниил маневрировал между Ордой и католической Европой, создавая противовесы и стравливая своих "заклятых друзей" (например, Орду с Литвой). После его смерти, несмотря на старания Бурундая и Ногая, Галицко-Волынская Русь лишь со стороны Орды виделась "ханским улусом", а со стороны Европы оставалась "Русским королевством".
Четвёртый, но не последний
Если пример князя Даниила мы назвали самым показательным, то политика рязанского князя Ингвара Ингваревича была самой удивительной. Рязанское княжество подверглось самому лютому погрому в 1237 году и находилось очень близко к Орде. Тем не менее, он умело избегал связей с Ордой вплоть до своей смерти в 1252 году. Лишь когда на трон взошёл брат Ингвара - Олег Красный, побывавший узником в Орде - Рязань оказалась под контролем монголов.
Во Владимиро-Суздальском княжестве было два князя Ярославича - Андрей и Ярослав - пытавшихся "избегать Орду". Ради этого им подчас приходилось прятаться в Новгороде, Пскове и Швеции. "Но в Восточной Руси возобладала линия их отца Ярослава и брата Александра".
Линия Александра Невского
Линия Александра Ярославовича Невского полностью соответствовала тактике "подчинения Орде". Как справедливо замечает А.В. Головнёв, Александр полностью перенял стиль Ярослава, "повторив схему отца до деталей, включая поездки в Сарай и Каракорум, походы с новгородцами в Прибалтику, приязнь к Орде и неприязнь к Европе".
Лояльность отца к Орде во многом предопределило особую доверительность в отношениях Александра с её ханами. Известный историк Л.Н. Гумилёв высказывал ставшую популярной версию, что Александр побратался с сыном Батыя Сартаком. Вряд ли это было возможно - Чингизиды не роднились со своими слугами, но близость интересов присутствовала.
Александр осознанно служил Орде. В согласии с ханской волей он бил шведов на Неве, сражался с "немцами" на Чудском озере и давил антиордынскую оппозицию в Новгороде, пишет А.В. Головнёв. Свою политическую легитимность он получал из рук каана. В 1247 г. он ездил в Каракорум и в 1249 г. вернулись из Монголии с ярлыком на "Кыев и всю Русьскую землю".
Андрей непокорный
Брат Александра, Андрей, внешне, вроде бы, действовал также. Он тоже ездил за владимирским ярлыком в Каракорум, тоже участвовал в битве на Чудском озере и не гнушался ханскими милостями. Но тактика "избегания Орды" Даниила галицкого была ему милей. Не случайно в 1250 г. Андрей женился на дочери Даниила. И не случайно, Лаврентьевская летопись под 1252 г. сообщает:
"Здума Андрей князь Ярославич с своими бояры бегати; нежели цесарем [хану] служити".
Отсюда А.В. Головнёв приходит к выводу, что "в 1250-е гг. семейство Ярославичей бурлило геополитическими раздорами: Александр, вслед за отцом, стоял за Орду, Андрей и Ярослав - за Европу".
Возможно, противостояние было не таким однозначным. Скорее всего, Андрей и Ярослав стояли за максимальную независимость от Орды и пытались найти себе союзников. Однако в споре двух политических концепций победила проордынская, которую отстаивал более прагматичный Александр.
Важное задание "султана Неврюя"
Как пишет В.Н. Татищев, в 1252 г. великий князь Александр Ярославич приехал в Орду к хану Сартаку и высказал ему все свои претензии к брату. Жалоба была - серьёзней не придумаешь:
"И жаловался Александр на брата своего великого князя Андрея, что тот, сольстив хана, взял великое княжение под ним, как старшим, и грады отческие от него взял, и выходы и тамги хану платит не сполна".
Реакция хана последовала незамедлительно. На Владимиро-Суздальскую землю был послан "Неврюй султан", которому Сартак повелел "идти на Андрея и привести его перед собой" (В.Н. Татищев). Одновременно с "Неврюевой ратью" на Даниила в Галич был послан Куремса. "И многие историки, - напоминает А.В. Головнёв, - расценивают это совпадение как выверенный тактический ход, к которому причастен гостивший у Сартака Александр".
Постскриптум
Поход Неврюя достиг цели. Андрей и его сторонники попали в облаву. 23 июля 1252 г. произошло сражение, в котором монголы разгромили отряды Андрея и его союзника и брата тверского князя Ярослава. Затем Неврюй напал на Переяславль, а, может, и другие русские города. Из новгородского летописания известно, что
"безбожнии Татарове плениша град Переяславль, ... и убиша ту воеводу Жидислава, и княгиню убиша, ... и людей много полониша, и много зла сотворивъ, отъидоша".
Андрей вынужден был бежать в Швецию к Биргеру. Ярослав укрывался в Ладоге и Пскове. Историки считают, что этот эпизод стал поворотным в судьбе Восточной Руси. По их словам, "так называемое татарское иго началось не столько во время нашествия Батыя на Русь, сколько с того момента, как Александр предал своих братьев" (Дж. Феннел).
А что вы думаете по этому поводу? Высказывайте мнения в комментариях, ставьте лайки и будьте здоровы
О неточностях и опечатках просьба сообщить автору