Что делать, чтобы избежать эмоционального выгорания менеджеру по продажам?
Пятьдесят холодных звонков в день, несколько встреч, битва с бумагами в режиме многозадачности. Вот типичный рабочий день менеджера по продажам. Конечно, есть и те, кто работает в лакшери сегменте, и без особенных усилий выполняет kpi на месяц за пару дней, но в основном это очень трудная сфера, где хлеб насущный зарабатывается в огне сгорающих нервных клеток. Отсюда – высокая кадровая миграция и постоянная нагрузка на hr-отдел с связи с поиском «свежей крови». Проблема сохранения опытных сотрудников, их защита от стресса и борьба с выгоранием – общая проблема самих менеджеров и их руководителей, и в этой статье вы найдёте несколько практических приёмов, призванных помочь вам сохранить здоровье и хорошее настроение даже в самых непростых рабочих условиях.
Итак, Совет №1 – при сильной нагрузке и интенсивной работе не пренебрегайте небольшими паузами в течение всего дня. Каждые 10-15 минут делайте хотя бы минутную паузу, чтобы прийти в себя и «отдышаться», а каждые 1,5-2 часа – паузу на 10-15 минут. Если вы – руководитель, позаботьтесь о своих подчинённых. Они будут вам только благодарны, если такие правила будут закреплены официально. Таким способом вы повысите корпоративную культуру, а в качестве бонуса получите больший объём выполненной работы. Ведь правильный режим работы сотрудников поможет им дольше сохранять острый ум, не терять концентрацию и настрой на результат.
Совет №2 – правила борьбы с многозадачностью. Если вы сталкиваетесь с большим количеством дел, которые как не закрытые вкладки в браузере висят в вашей голове, ситуация с вами будет напоминать перегруженный компьютер. Оперативная память забита, системные ресурсы тратятся на удержание в памяти этого списка, система начинает подвисать и тормозить. И никакой сверхчеловек не справится с такой лавинообразной ситуацией. Выход – быстро закрывать мелкие вкладки, то есть, с одной стороны, в начале дня завершать все мелкие дела, не требующие больших усилий, чтобы они не висели у вас в голове целый день. С другой стороны, если есть вероятность не выполнить сегодня всего намеченного, остановиться и подумать – какие наиболее важные дела вы сделали бы, будь у вас только треть рабочего времени. Такой психологический трюк позволит лучше сосредоточиться и более осмысленно подойти к дневному планированию.
Совет №3 – для руководителей. Не забывайте хвалить своих сотрудников за хорошо выполненную работу. В режиме каждодневной рутины люди склонны акцентировать внимание на ошибках, коллекционируя в голове многочисленные проступки и упущения. С одной стороны, это объяснимо, ведь начальник должен думать об оптимизации. Кроме того, мы живём в культурной среде, где проявление похвалы долгое время считалось излишним. Дескать, это обязанность – работать хорошо. Но с точки зрения психологической науки начальник, который замечает успехи своих подчинённых и не забывает их при этом хвалить за хорошо выполненную работу тем самым создаёт благоприятный психологический климат, увеличивает ценность сотрудников в их собственных глазах, что только положительно сказывается на работоспособности каждого и коллектива в целом.
Совет №4 – время от времени заглядывайте внутрь себя, обращайте внимание на свои чувства. Излишняя внутренняя напряжённость, потеря радости, смысла, раздражительность и чувство беспомощности могут свидетельствовать об эмоциональном выгорании. Игнорирование этих симптомов в конце концов приведёт к серьёзному внутреннему истощению и депрессии. Может не только испортить карьеру, но и изменить характер в негативную сторону, вызвав деформацию личности. Если вы испытываете что-либо из вышеперечисленного, не игнорируйте собственное состояние. Признайте проблему. После этого постарайтесь найти дополнительное время на отдых, поговорите с родными и близкими о том, что чувствуете, это поможет.
Совет №5 – помните, что наша жизнь – это не спринт, а марафон. Поэтому не забывайте уделять время другим сторонам жизни. Например, используйте для этого технику, которая называется «круг баланса». Для этого нарисуйте круг и разделите его на 4 сектора: тело, окружение, впечатления и интересы, и духовность (планы, мечты). Затем оцените каждый сектор по 10-бальной шкале. Выберите слабый сектор и напишите на бумаге конкретные шаги для его улучшения. Выполняя это упражнение раз в полгода или квартал, вы сохраните внутреннюю гармонию и сможете более устойчиво противостоять стрессу на работе.
Совет №6 - обращение к психологу, это не проявление слабости. Открыться кому-то и поделиться переживаниями- большая смелость. Советы близких - далеко не самый лучший вариант, т.к. друзья обычно опираются на собственный опыт и эмоции, поэтому они не могут быть беспристрастны.
Психолог- это специалист, который поможет вам самим увидеть закономерности действий, которые привели к текущей ситуации, и найти пути разрешения. Он показывает направление и является опорой там, где самостоятельно сложно справиться.
Выбирайте комфортный для себя вариант, но не прячьте проблему внутри.