Метод шести шляп был создан Эдвардом Де Боно, создателем термина «латеральное мышление». Идея шести шляп даёт возможность творчески подойти к решению проблемы.
Данный метод является простым, и очень эффективным он был признан образовательным сообществом, и взят на вооружение многими корпорациями во всём мире. Шесть шляп превращают обсуждения из простого спора в дискуссию, вся идея заключается в том, чтобы искусственно занять определенную позицию по данному вопросу. Благодаря этому некто не слишком эмоционально вовлекается в защиту собственных аргументов, но в то же время может выражать свои чувства (в заданной шляпе), не переживая о том, как отреагируют другие. Он позволяет экономить время для сознательного творческого усилия в данный момент времени, вводит определенный порядок творчества, при этом не беспокоясь о том, что какой-то аспект проблемы упущен.
Где использовать технику 6 шляп?
Эта техника похожа на актёрскую игру. Я играю один, когда рядом никого нет, просто выделяю себе несколько минут на данную шляпу и в данное время думаю так, а не иначе, записывая свои наблюдения. Работая с этой техникой в группах (в компаниях, во время совещаний, или даже во время уроков), мы можем использовать множество стратегий, практически любых, хороших в зависимости от ситуации, вся группа может носить одну шляпу за раз, или вы можете разделить роли и спорить друг с другом в разных шляпах, меняя их время от времени. Например, если мы хотим объяснить кому-то идею, мы просим его надеть другую шляпу, вместо того, чтобы придумывать дальнейшие аргументы.
Мы думаем по-разному в каждой шляпе! О каких чувствах здесь идет речь?
Красная шляпа – эмоции
Красная шляпа – это выражение эмоций, страсти, импульсивности и эмоционального преувеличения действительности. Красную шляпу отличает впечатления, интуиция, предчувствия проблемы.
Красный цвет представляет своего рода переключатель чувств, с ними связано каждое действие, вещь, надевая эту шляпу, мы имеем намерение их выразить. Мы избавляемся от объективности, мы выражаем все в этом цвете, субъективно, нравится нам что-то или нет. Мы не спрашиваем, почему нам что-то нравится больше или меньше, это наши чувства и у нас есть свобода выражать их в этом обличье. Решения, принимаемые в этом цвете, могут быть быстрыми и бурными, эмоция – это мгновенная реакция на раздражитель.
Красная шляпа придает субъективный смысл мышлению. В групповой работе позволяет открыто выражать чувства, и не скрывать их, ведь это всего лишь обыгрывание ролей, мы не выражаем чувства, а играем роль ;)
Белая шляпа - Объективность
Белая шляпа - прямая противоположность красного цвета указывает на чистоту, бесплодие, нейтральность и логику. Белый цвет шляпы - это факты и цифры. Белую шляпу используем, обычно в начале смены темы. Например, когда мы переходим к обсуждению проблемы низкой заработной платы, нам сначала нужно спросить, какова реальная заработная плата, а затем использовать этот цвет. Оппонент использует определенные наборы информации, статистических данных, документов и анализов. Человек в белом не судит о событиях, а лишь раскрывает данные по конкретной теме в пределах имеющейся у него информации.
Имейте в виду, что факты не всегда должны быть фактами. Большинство так называемых фактов являются просто личными комментариями, сделанными добросовестно, или чем-то, что мы считаем фактом. Поэтому иногда полезно разбить их на доказанные факты, факты, основанные на вере, факты «в целом» или использовать другую шкалу вероятности. Например, является ли фактом утверждение, что женщины красят ногти? Мы можем использовать, например, шкалу вероятности или, точнее, конкретизировать факты, например, «женщины, которых может заинтересовать наш продукт (средство для снятия лака), красят ногти».
Применяя принципы хорошего творческого диалога, можно предположить, что все, с чего мы начинаем решение задачи, т. е. наши исходные знания по заданной теме, находится в белой шляпе. Однако в качестве первого пункта встречи хорошо определить белую шляпу как презентацию проблемы.
Черная шляпа – пессимизм
Черная шляпа – это логически пессимистичный, негативный подход к оценке и предупреждению об опасностях. Человек в черной шляпе чересчур осуждает действительность, он видит только ее плохие стороны. Темный мир, полный угроз, и неудач.
Владелец черной шляпы показывает все изъяны, риски и недостатки. Черная шляпа выискивает слабые места, действительно ли все, что обсуждалось до сих пор, верно. Как принятые решения могут повлиять на последствия.
При поиске безопасности черная шляпа показывает все недостатки, все бреши и проверяет, все ли законно. Еще одна особенность черного цвета в том, что он экономит и время, и другие ресурсы, он проверяет, принесет ли решение соответствующую пользу, сможем ли мы реализовать сгенерированные идеи.
Критиковать легко, даже очень легко, всегда можно сказать «нет, потому что нет» или «нет, потому что этот человек глуп, поэтому его идеи глупы». Мы всегда находим огромное количество примеров, чтобы критиковать кого-то или что-то. Однако, критиковать в черной шляпе нужно в меру. Критика заключается в указании элементов, которые нужно запомнить и на которые следует обратить внимание. Видение рисков, и их решение задача данной шляпы.
Желтая шляпа – оптимизм
Носить желтую шляпу означает мыслить позитивно, практически, глобальный оптимизм. Это мир радости и положительных решений. Желтая шляпа — абсолютная противоположность черной. Это удовольствие, любопытство, радость.
Надевая желтую шляпу, вы превращаетесь в предпринимателя. Он замечает те преимущества, которые другие не видят на первый взгляд. Он должен обращаться не только к логике и практике, а так же к мечтам и надежде.
Желтый полон веры в успех, кругом разбросаны призы, которые желтый и призван показать. В нем взвешиваются все возможности и преимущества, даже те, которые выходят за рамки рассматриваемой проблемы.
Желтый видит преимущества, логическое объяснение и подтверждение. Полный эйфории, он очень конструктивен и изобилует новыми идеями.
Зеленая шляпа - возможности
Зеленый – цвет роста и развития. Зеленая шляпа - это новые идеи и возможности.
Человек в зелёной шляпе должен показывать новую перспективу, новый взгляд на реальность. Зеленый не копается в старых идеях, зеленый указывает новые пути. Нет обязанности действовать логично, важно, чтобы он находил новые пути. Надев зеленую шапку, можно играть роль совершенного «дурака». Он не знает правил, действует по своему, разрушая шаблоны.
При использовании зеленой шляпы следует избегать мыслей, принадлежащих другим цветам, зеленый не воспринимает критики. Его сумасшедшие идеи превратились вполне рациональные, трансформация — дело других шляп, а зеленая должна найти идею.
Этот цвет показывает, что нового, он не дает вам стоять на месте, для этого цвета все находится в движении. Именно зелень позволяет нам смотреть в будущее, искать новые решения в том, что, казалось бы, уже существует и «твердо стоять на ногах».
Зеленый ищет больше альтернативных решений. Для этого цвета даже итоговое решение не является окончательным, пока есть немного времени, чтобы поискать дальше.
Синяя шляпа - организация
Человек в синей шляпе — хладнокровный беспристрастный наблюдатель. Его основная задача контролировать образ мыслей, именно у синего есть план, он закладывает дисциплину.
Надевая синюю шляпу, мы контролируем, организуем, устанавливаем приоритеты.
Именно синяя шляпа смотрит на протяжении всего сеанса, какую шляпу надеть сначала, а какую потом. Например, когда проблема очень эмоциональна, рекомендуется сначала надеть красную шляпу.
Во время обсуждения, дополнительная задача синей шляпы — следить за всем процессом, именно синяя шляпа комментирует ход обсуждения, именно синяя шляпа пишет описание. Она также отвечает за составление выводов.
Заключение
Основным преимуществом данного метода в большом количестве людей является актерская игра. Играя роль, человек не прячет свои эмоции, не скрывает того, что чувствует, говорит то, что, по его мнению, должен сказать в данной шляпе, а не то, что следует говорить. Этот метод позволяет вести абсолютно честные разговоры под предлогом ношения головных уборов.
Кроме того, техника шести шляп позволяет свободно организовать работу по каждому вопросу. Это позволяет мыслителю сосредоточиться только на одной вещи в каждый момент времени, например, вместо того, чтобы иметь дело с эмоциями, он будет создавать новые идеи, а эмоции приходят в подходящее время.
Этот способ так же оберегает нас от чрезмерно монотонного подхода к вопросам. Когда мы видим, что слишком углубляемся в один аспект, мы знаем, что пришло время поменять шляпу, а значит поменять восприятие.