Найти в Дзене
ЧИТАЛКА 📖

Мир глазами моей мамы. Часть 4

ПРОДОЛЖЕНИЕ. Часть 1 >>> Часть 2 >>> Часть 3 >>> Лето 1943 год. Началась эвакуация людей с поля боя. Вывозили немцев с Поволжья, т.е. русских немцев. Целый день на машинах подвозили и на площади у конторы разгружали. Чего только они не привезли, игрушки, куклы, одежда, которую мы и не видели никогда. Города бомбили, магазины стояли открытыми, они все, что можно собирали. Немцы, сразу же на площади, без стыда и совести располагались и начинали торговлю. Мы глядели на них как на грабителей – фашистов. Цены на товары были высокие. Кукла стоила целую корову. Напёрсток мелкого бисера – четверть литра молока. На зиму их поместили в телятник, там они сделали себе жильё с нарами. Всё вычистили, поставили печку посредине. Я познакомилась с одной немецкой девочкой, вскоре мы с ней подружились. Как-то раз она пригласила меня в гости, в барак, когда я туда зашла, то очень удивилась, до чего здесь всё уютно и красиво – кругом чистота, порядок, постели чистые, красиво застелены, в горшках посажены ц
Моя мама
Моя мама

ПРОДОЛЖЕНИЕ.

Часть 1 >>>

Часть 2 >>>

Часть 3 >>>

Лето 1943 год. Началась эвакуация людей с поля боя. Вывозили немцев с Поволжья, т.е. русских немцев. Целый день на машинах подвозили и на площади у конторы разгружали. Чего только они не привезли, игрушки, куклы, одежда, которую мы и не видели никогда. Города бомбили, магазины стояли открытыми, они все, что можно собирали. Немцы, сразу же на площади, без стыда и совести располагались и начинали торговлю. Мы глядели на них как на грабителей – фашистов. Цены на товары были высокие. Кукла стоила целую корову. Напёрсток мелкого бисера – четверть литра молока.

На зиму их поместили в телятник, там они сделали себе жильё с нарами. Всё вычистили, поставили печку посредине. Я познакомилась с одной немецкой девочкой, вскоре мы с ней подружились. Как-то раз она пригласила меня в гости, в барак, когда я туда зашла, то очень удивилась, до чего здесь всё уютно и красиво – кругом чистота, порядок, постели чистые, красиво застелены, в горшках посажены цветы, на полках расставлены игрушки и красивые различные предметы. От старого телятника не осталось и следа. Хотя всё это для них было мучением и оскорблением, поэтому они с нетерпением ждали победы Гитлера, некоторые даже вслух высказывали. Девочку звали Эмма, дружба с ней благоприятно отразилась на моей дальнейшей судьбе, она учила меня своему родному языку, приучала к опрятности и личной гигиене, объясняла, как правильно одеваться и содержать дом в чистоте. Благодаря этому в будущем я хорошо владела немецким языком, приходилось даже преподавать немецкий в школе.

В это же время из Ленинграда приехала настоящая учительница, Нина Дмитриевна, с дочерью. Добрая, умная, ласковая женщина. Она и стала моей первой учительницей, у которой я училась на одни пятёрки. Дома я выплакивала для неё молока, немного картошки, сало. Когда всё приносила, она отказывалась брать, стеснялась, но я сложила всё и говорила: « Ешьте, мама дала, а то вы с голоду заболеете, кто нас учить будет». Уж очень я её любила, и весь класс тоже.

Однажды, я пришла в школу раньше всех, школа на замке, я знала, из любопытства лизнула мёрзлый замок и заскулила как собачонка. Пришла техничка и еле-еле оторвала меня от замка, кусочек языка, конечно, остался на замке. Язык целый день болел, текла кровь, все подсмеивались, вкусен ли замок. Нина Дмитриевна всех ругала: « над бедой не надо смеяться», но самой ей тоже было смешно, только она виду не показывала. Миша тоже со мной учился в первом классе, т.к. мне пришлось остаться на второй год, из-за пропусков. Начал учиться он плохо, ленился, наделся списать у меня. Дома мне приходилось дополнительно с ним заниматься, но продвижений в учёбе было мало.

В эту зиму у нас пропала корова, как мы не старались её найти, искали в лесу, бегали по деревне, расспрашивали соседей, но никто её в деревне не видел, и наши поиски закончились ничем.  Горе не высказанное – она же кормилица наша была, может, бог нас наказал, за то, что мать как- то надумала избавиться от бабушки Хавроньи - хотела её отравить, дала ей молока с мёдом и каустической содой, когда она пригубила, то поняла что отрава – повредила немного язык и губы. После, она велела отцу написать письмо сестре Фросе, чтобы она приехала и забрала её. Тётя Фрося приехала  к нам летом и увезла мою бабулю. Проводив её, я весь день просидела на завалинке и проплакала, очень жалко было. Отец тоже грустил, только одна мать ходила довольная, чем она ей мешала я так и не поняла, может, боялась за детей, чтобы мы не заразились, а может, просто лишний рот для неё был обузой.

Прошла зима, наступил незабываемый май – День Победы. Утром 9 мая Ю. Левитан сообщил радостную весть: « Германия безоговорочно капитулировала! Война победоносно закончилась! Гитлер разбит в своём логове!»

Прибежали в школу, Нина Дмитриевна сказала, что учиться не будем, велела всем идти за цветами и приходить на митинг, в честь Победы. Мы нарвали цветов, и пришли на площадку. День был жаркий, солнечный и радостный. Одни женщины пели, плясали под гармошку. Другие, у которых погибли мужья, сыновья, отцы, ревели, выли, причитали. Вокруг не понятно, что происходило. Радость, песни, пляски сливались с неутешительным горем – плачем, воем, причитанием. Такая картина, что наводила ужас. Ужасное прошлое трудно высказать словами.

Мы в этот день отдыхали, с уроков отпустили, а дома родителям было не до нас, так что весь день, до позднего вечера мы бегали по деревне и радовались вместе со всеми. Кругом нам встречались счастливые, приветливые лица, все нас обнимали, целовали, угощали, кто, чем мог. Этот счастливый день навсегда остался в моей памяти...

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...

ВНИМАНИЕ! Копирование текста и фотографий строго ЗАПРЕЩЕНО!

#рассказ #чтение #читаем на досуге #воспоминания #военные годы