Знаменитые абхазские заброшки, славящиеся своей монументальной сталинской архитектурой, в ближайшее время могут приобрести более презентабельный вид. Но пока абхазские власти обещают навести марафет только на трех железнодорожных станциях – в Гагре, Новом Афоне и Келасуре - к началу летнего сезона маршрут туристического поезда Туапсе-Сочи-Гагра, запущенного в пару лет назад, хотят продлить до самого Сухума, конечной точкой маршрута станет станция Келасур в пригороде столицы Абхазии.
Радует, что железная дорога Абхазии, находящаяся после грузино-абхазского конфликта 1992-1993 годов в полном забвении, постепенно начинает возрождаться. Ведь у Абхазии вся надежда - исключительно на туристов из соседней России, которые в последние годы все чаще стали выбирать местом отдыха эту страну.
Но пока абхазская "железка" выглядит не лучшим образом - заброшенные железнодорожные станции, в советские времена принимавшие тысячи пассажиров, пустые перегоны.
Отдыхая в январе в Гагре, мы видели там всего 1!!! пассажирский поезд, ну еще пару-тройку раз, свистя, проползали мимо грузовые составы... А откуда им быть-то, поездам, ведь единственный!!! состав, приезжающий из России в Абхазию - Москва-Сухум, ездит туда 1-2 раза в неделю, а туристический маршрут ретро-поезда 70-годов, запущенный РЖД из Туапсе в Гагру, ходит пока только по специальному графику, в пиковые праздничные дни, например, с 30 декабря 2021 по 8 января 2022, но ближе к началу летнего туристического сезона его, также как и поезд Москва-Сухум, запустят чуть ли не в ежедневном режиме.
Гуляли как-то в Цандрипше у Белых скал - прекрасное место, необыкновенно красивые морские виды и пляж, весь усыпанный огромными белыми скалами - настоящее абхазское Памуккале:).
А рядом, вдоль берега, проходит абхазская железная дорога. Возвращаемся обратно к трассе, подходим к ж/д путям и видим вдалеке поезд!
Какая неожиданная встреча! Увидеть поезд в Абхазии - это же чудо, хоть желание загадывай:). По привычке, решили быстренько перебежать через железку, чтобы под поезд ненароком не попасть - у нас-то они несутся с приличной скоростью... Перебежали, стоим, ждем, интересно же посмотреть, вдруг это ретро-поезд из Туапсе? Походит 5 минут, 10... поезд продолжает маячить где-то на горизонте, вроде бы приближается, но с такой скоростью, что кажется он не едет, а его толкают сзади пассажиры, чтобы он перемещался по рельсам:)... С трассы спускается группа ребят, идущих на Белые скалы. "О, поезд, перебегайте быстрее!" - кричат они идущим сзади друзьям. А мы смеемся: "Можете не торопиться, мы этот поезд уже минут 15 ждем... Можете сходить на Белые скалы и вернуться обратно, вряд ли он быстрее приедет..."
Поезда мы так и не дождались, махнули рукой на эту абхазскую экзотику, и пошли по трассе к Холодной Речке, на дачу к Сталину.
По задумке абхазских властей, уже до 1 марта планируется расчистить и произвести косметический ремонт железнодорожных станций Гагра, Новый Афон и Келасуре, тогда, по договоренности с РЖД, российская сторона готова дать «зеленый свет» планам по продлению маршрута туристического поезда. Каждая из этих трех станций - настоящее произведение искусства, гордость советской архитектурной мысли!
Железнодорожный вокзал в Гагре в настоящее время выглядит не лучшим образом, хотя приезжающих в город пассажиров высаживают именно здесь. Но более тридцати лет после грузино-абхазского конфликта, во время которого он серьезно пострадал, вокзал никто ни пытался отреставрировать и вернуть ему былую красоту.
А ведь в советские времена сюда приезжали отдыхающие со всего СССР и обязательно делали памятное фото на его фоне!
Открытие пассажирского ж/д вокзала в Гагре состоялось в феврале 1951 года. Возведённый по проекту архитектора 3ои Поченцовой-Орлинской, он имел необыкновенно красивый, воздушный вид: колоннада справа и слева, высокие арки центрального входа, внутри колонны и потолок были украшены лепниной. В те годы вокзал принимал до 1500 человек ежедневно. А сейчас в его внутренних помещениях, где пассажиров никто не ждет, лишь груды мусора
и облупившаяся краска на стенах.
Железнодорожный вокзал в Новом Афоне сегодня тоже не в лучшем состоянии:
ветер гуляет в его помещениях, окна зияют выбитыми глазницами, здание постепенно приходит в упадок и разрушается...
В советские годы вокзал в Новом Афоне считался одним из самых лучших на Закавказской железной дороге, по своей красоте он ничуть не не уступал ж/д вокзалам в Сухуме и Гагре, хотя и отличался от них по стилю.
Здание новоафонского вокзала было возведено в 1967 году в неоклассическом стиле с элементами эклектики, а центральная часть была выполнена в виде прекрасной ротонды с колоннами. Выйдя с поезда и проходя через ротонду, можно было увидеть потрясающие морские пейзажи, которые сегодня, увы, уже частично загородила современная жилая застройка.
Снаружи вокзал все ещё выглядеть красиво,
а вот внутри него, конечно, полная разруха...
Станция Келасури менее известная, но, построенная также в советские годы в пригороде Сухума, также как и другие ж/д вокзалы Абхазии, имела своеобразную неповторимую архитектуру, которой война нанесла непоправимый урон - попавшие в него бомбы, разрушили часть здания...
В советские времена через Келасури проходили десятки поездов в сутки, здесь останавливались как пассажирские, так и грузовые и почтовые составы. Сейчас, как и по всей Абхазии, эта, некогда востребованная станция, находится в полной разрухе.
Внутри вокзал выглядит также не лучшим образом.
Гендиректор Абхазских железных дорог Арсоу Читанава говорит:
«Станцию «Келасур» мы уже начали чистить, убирать. Мы хотим посмотреть, что мы можем сделать с привлечением специалистов по историко-культурному наследию, потому что это здание представляет ценность. Хотим посмотреть, что мы можем сделать своими силами, а дальше, может быть обратимся за помощью, для того чтобы на первом этапе сделать косметический ремонт».
Отлично, что власти Абхазии взялись, наконец, за восстановление зданий с прекрасной архитектурой, только сложно представить, что в таких запущенных ж/д вокзалах возможно сделать, пусть и косметический, ремонт в короткие сроки... Ну а сколько еще по стране остается подобных заброшек, до которых руки у местных чиновников в ближайшие годы вряд ли дойдут.
В той же Гагре в плачевном состоянии находится потрясающая по своей архитектуре станция Гагрыпш,
которая принимала пассажиров до постройки в 1951 году ж/д вокзала Гагры.
Сегодня на нее без слез не взглянешь, но былое величие архитектуры просматривается даже сквозь разруху и запустение...
А в Новом Афоне стоит в таком же состоянии известная всем бывавшим там туристам станция Псырцха.
Да что там железнодорожные станции - целые города в Абхазии все еще находятся в подобном заброшенном состоянии и никому до них нет никакого дела. Читайте о заброшенном городе-призраке Ткварчели:
Жалко, что Абхазия вот уже более 30 лет никак "не встанет на ноги" и не восстановит былую красоту, построенную в советское время, нет там настоящего хозяина, готового взять все в свои руки и восстановить страну из руин...
А вы как думаете, возможно ли "воскресить из пепла" Абхазию в ближайшие годы?
Понравилась статья? Поставьте 👍 и подпишитесь на мой канал "Надюшка -путешественница", я буду стараться радовать вас интересными статьями и видео.
Полную подборку статей и видеороликов о нашем путешествии по Абхазии можно увидеть здесь: