Найти тему
Счастливые родители: Parents.ru

Планировать день и тратить деньги: чему ребенок должен научиться до школы

Основная закладка ответственности у детей приходится на возраст 5-7 лет. Именно в этот период важно не упустить многие важные моменты в воспитании. Чему нужно научить ребенка в этом возрасте, по мнению психологов?

Фото: Getty Images
Фото: Getty Images

Делать выбор - с 1 года

Чтобы ваш ребенок рос ответственным, умел принимать решения и видеть последствия своих действий, важно давать ему возможность выбора уже на первом году жизни. В этом уверена психолог Ольга Минтян. И не важно, что это будет всего лишь выбор, в какую игрушку играть, и какой фрукт съесть, главное - чтобы у ребенка было пространство для личного решения.

Малыш в 2-3 года вполне в состоянии выбрать, что одеть в садик, из какой чашки пить, и на какую детскую площадку пойти гулять. Самостоятельность и ответственность во многом определяют успешность человека, и чем раньше ребенок начнет осознавать свою зону ответственности, тем лучше, утверждают психологи. Все люди учатся на ошибках - но только своих, а не чужих. Очень важно позволять ребенку сталкиваться с отрицательными последствиями своих действий, а не пытаться прожить опыт вместо него.

Фото: Getty Images
Фото: Getty Images

Помогать по дому - с 2 лет

Ответственность формируется во многом благодаря обыкновенным бытовым привычкам. Важно не только раздавать поручения, но и позволять делать ребенку что-то по собственной инициативе. Только так можно поддерживать желание ребенка помогать и совершенствовать собственные навыки. Дочка захотела сама посолить суп высыпала целую солонку? Не страшно. Ребенка нужно не ругать, а объяснить последствия: теперь мы не сможем есть этот суп, и его придется вылить. Обязательно похвалите: «Это здорово, что ты сама посолила суп. Но давай в следующий раз ты насыплешь только щепотку?»

Когда ребенку исполнится 3 года, он уже должен самостоятельно убирать посуду со стола после обеда, считает семейный психолог Екатерина Верченова. К этому возрасту ребенок может складывать свою одежду в шкаф, поливать цветы, вытирать за собой пролитое, протирать пыль, самостоятельно одеваться, складывать грязную одежду в стиральную машину и др. Но не нагружайте ребенка огромным списком дел - важно не отбить желание.

В 3,5-4 года ребенок уже должен понимать, что его комната - это его зона ответственности. После 4 лет ребенок уже может быть полностью ответственным за свои вещи и игрушки. С вечера раскладывать все по местам и знать, где что лежит. Для этого нужно продолжать давать ребенку поручения, с которым он может и хочет справиться сам, уверена психолог Алла Гусаченко. До школы ребенка нужно научить таким качествам:

  • инициативность;
  • анализ своего поведения;
  • умение воспринимать критику.

Когда ребенок пойдет в школу, он не должен спрашивать у мамы, где его белая рубашка, почему учебника по литературе нет в портфеле и так далее. За свой внешний вид, за наличие школьных принадлежностей, и за выполнение домашних заданий отвечает ребенок. Если у него сломался карандаш, потерялся ластик, или он ушел в школу с невыполненным заданием, то в этом виноват ребенок, а не родители.

Фото: Getty Images
Фото: Getty Images

Планировать свой день - с 5 лет

Ребенок учится ответственности через сюжетно-ролевую игру. В игре ребенок изучает мир людей, их обязанности и социальные роли. Сначала он создает планирование для своих героев в игровом сюжете, а потом и для самого себя - в реальной жизни.

«В период с 4 до 9 лет ведущая деятельность ребенка - это познавание мира через игру. Именно в этом возрасте очень важно наличие у ребенка времени на свободную игру. Сад, развивающие занятия, кружки, секции и школа не должны полностью заполнять все время ребенка. Ведь в свободной игре ребенок учится брать ответственность: например, девочка планирует покормить куклу, погулять с ней, уложить спать. Таким образом - отвечает за режим дня куклы», - объясняет психолог Ольга Минтян.

Но, конечно, очень важен и пример родителей. Если папа с мамой учат ребенка, что обед четко в 14.00, а отбой ровно в 21.00, то он привыкает к этим правилам, и постепенно учится планировать свое время сам. Например, если ребенок перед прогулкой тянет время, отказывается одеваться, то мама не успеет сходить с ним в парк, потому что к обеду надо вернуться в любом случае. Или если он хочет успеть поиграть перед сном, то надо быстро доесть обед. Некоторые дети сами стремятся все делать по часам и даже встают в сад по будильнику, потому что у них развито чувство ответственности и желание делать что-то самостоятельно.

Фото: Getty Images/Westend61
Фото: Getty Images/Westend61

Распоряжаться деньгами - с 6 лет

После 6 лет ребенок понимает значение денег, и в этом возрасте уже можно давать карманные деньги, уверены психологи. Ребенок может распоряжаться небольшими суммами по своему усмотрению - сразу потратить или откладывать, чтобы накопить на нужную вещь. Психолог Наталья Шляпужникова считает, что карманные деньги - это самостоятельность и уверенность в себе. Когда у ребенка появляются суммы на личные расходы, он чувствует себя взрослым. Кроме того, ребенок учится считать, планировать, расставлять приоритеты и в целом правильно обращаться с деньгами.

Важно с малых лет объяснять детям, зачем нужны деньги, и откуда они берутся. Чтобы малыш понимал значение слов «дешево» и «дорого», нужно рассказывать, что сколько стоит, как та или иная покупка влияет на семейный бюджет. Когда вы выдаете ребенку деньги, не пытайтесь контролировать его траты. Не важно, будет ли он откладывать деньги или сразу пускать в дело, со временем приучится тратить разумно. Пусть привыкает к мысли, что деньги - это не только приятные возможности, но и ответственность.

Фото: Getty Images
Фото: Getty Images

Выбор, поступки и решения ребенка - это его зона ответственности. Важно избегать гиперопеки и чрезмерного желания делать что-то вместо ребенка, тогда к 8 годам у него сформируется развитое чувство ответственности. Это позволит ребенку самостоятельно отвечать за свои:

  • чувства, эмоции и то, как он с ними справляется;
  • мысли, убеждения, установки, систему ценностей;
  • поведение, действия, поступки;
  • выбор;
  • ограничения, самоконтроль;
  • таланты, умения, навыки, знания;
  • желания, мечты и цели.