Найти тему

Расчетный центр ЖКХ для УО и РСО. Создание и доставка квитанций на оплату счетов - обзор инструмента автоматизации...👀

Про квитанции за услуги ЖКХ нужно прежде всего знать то, что их единой и строгой формы – не существует. четыре года назад Минстрой России издал приказ от 26.01.2018 № 43/пр «Об утверждении примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг».

Можно изобретать велосипед или воспользоваться проверенным решением для Автоматизации начислений
Можно изобретать велосипед или воспользоваться проверенным решением для Автоматизации начислений

В любом случае любая форма платежки должна учитывать базовые положения п. 2 ст. 154 ЖК РФ, где сказано, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:

  1. Плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме (КР на СОИ)
  2. Взнос на капитальный ремонт
  3. Плату за коммунальные услуги

В случае, если речь идет про нанимателя жилого помещения, то взнос на капитальный ремонт для нанимателя убирается (его платит собственник, а не наниматель), а плата за содержание жилого помещения заменяется платой за наем жилого помещения.

Критерия выбора расчетного центра ЖКХ
Критерия выбора расчетного центра ЖКХ

Как утвердить и использовать свою форму квитанции в ЖКХ?

Само по себе утверждение определенной формы квитанции не является обязательной процедурой. Тем не менее, есть два момента, которые нужно учитывать.

1 - управляющая компания заходит в дом со своей «оригинальной» формой квитанции, ее стоит утвердить на общем собрании.

Приказ Минстроя России от 31.07.2014 № 411/пр «Об утверждении примерных условий договора управления многоквартирным домом и методических рекомендаций по порядку организации и проведению общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах». В приложении к нему (в примерных условиях) содержится рекомендация о включении в приложение к договору управления многоквартирным домом формы платежного документа и порядок его предъявления для внесения платы по договору управления.

Утверждение такой формы документа способно снять спорные вопросы со стороны жителей о том, почему их платежка отличается по форме от платежки соседнего дома.

2 - Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354), которые говорят о том, что в случае принятия на общем собрании решения об отказе от указания в платежном документе штриховых QR-кодов, предусмотренных ГОСТ Р 56042-2014, такие штриховые коды в платежном документе не указываются. То есть, часть решений государство прямо отдает на откуп собственникам.

Что важно для собственника РКЦ
Что важно для собственника РКЦ

Выставить дополнительные услуги в квитанции можно двумя путями.

1 – путем принятия решения на общем собрании об установлении размера ежемесячного взноса на дополнительные услуги (например, установку шлагбаума или организацию системы видеонаблюдения). Допустимость этого способа стоит заранее описать в утверждаемой на общем собрании форме договора управления домом.

И даже в случае утверждения, этот способ видится довольно рискованным, поскольку плата за жилищные услуги определяется пропорционально площади, а не фиксированной суммой.

2 – делить «все на всех» пропорционально площади. Это способ может показаться не вполне справедливым, но он видится в полной мере законным. К примеру, если собственники проголосовали за то, чтобы скинуться на установку детской площадки, которая в последующем будет являться общим имуществом (ст. 36 ЖК РФ), то пропорциональная ее оплата будет являться законной (чем больше площадь принадлежащего собственнику жилого помещения, тем больше доля в праве на детскую площадку как общее имущество).

Нужно учитывать, что дополнительные услуги – это источник повышения качества уровня услуг и дополнительный источник дохода для УО или РСО. Конкретный способ следует выбирать исходя из ситуации на доме. Но при первом способе могут быть проблемы с взысканием долга по приказному производству, т.к. без наличия письменного договора на дополнительную оплату заявленное требование по взысканию в порядке ст. 124 ГПК РФ не будет являться безусловным.

Собирать показания для расчетов можно через Личный кабинет собственника.
Собирать показания для расчетов можно через Личный кабинет собственника.

Требования к квитанции для собственникам МКД

Если управляющая организация является исполнителем коммунальной услуги, то ее квитанции должны включать следующее:

  • почтовый адрес жилого (нежилого) помещения, сведения о собственнике
  • наименование исполнителя (включая банковские реквизиты, место нахождения, телефоны, сайт и e-mail)
  • указание на оплачиваемый месяц, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, размеры тарифов, единицы измерения объемов
  • объем каждого вида коммунальных услуг, который был предоставлен потребителю
  • размер повышающего коэффициента (в случае его применения)
  • объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных за расчетный период на общедомовые нужды (КР на СОИ), показания коллективных (общедомовых) приборов учета
  • сведения о размере перерасчета (доначисления или уменьшения) платы за коммунальные услуги с указанием оснований
  • сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды
  • сведения о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг в виде скидок
  • сведения о рассрочке и (или) отсрочке внесения платы за коммунальные услуги, предоставленной потребителю (если было заключено такое соглашение, либо если начисленный размер платы за коммунальную услугу превысит более чем на 25% размер платы за коммунальную услугу, начисленный за аналогичный расчетный период прошлого года)
  • штриховые QR-коды, предусмотренные ГОСТ Р 56042-2014
  • размер неустоек (штрафов, пеней)
  • уведомление потребителей не реже 1 раза в квартал путем указания в платежных документах информации о сроках и порядке снятия потребителем показаний приборов учета и передачи сведений о показаниях исполнителю или уполномоченному им лицу, порядке расчета по среднему потреблению или по нормативу (п. 31, 69, 70, 72, 97 Правил № 354).

Нужно отметить, что Правила № 354 устанавливают расширенные требования к формированию квитанций. Однако эти требования распространяются только на отношения исполнителя коммунальной услуги и потребителя. Если собственники приняли решение о переходе на прямые договора с РСО в порядке ст. 157.2 ЖК РФ, то полное и неукоснительное следование этим правилам тем, кто не является исполнителем, видится сомнительным.

Аналогичная ситуация возникает при выставлении взноса за капитальный ремонт региональным оператором, который не является исполнителем коммунальной услуги. Данные требования к квитанциям за капитальный ремонт (как и к квитанциям за жилищные услуги) являются неприменимыми.

Есть готовое решение для РКЦ - лучше делегировать профессионалам и сосредоточится на более важных вещах
Есть готовое решение для РКЦ - лучше делегировать профессионалам и сосредоточится на более важных вещах

Общие рекомендации и запреты по квитанциям

Поскольку единой и строгой формы к платежным документам за услуги ЖКХ не предусмотрено, главным требованием может быть их понятность. Форма, рекомендуемая Минстроем России, является весьма тяжелой для понимания. Поэтому свой оригинальный дизайн квитанции является нелишним, а скорее полезным. Квитанцию нужно формировать так, чтобы ее мог понять любой обыватель. Конечно, требования к дизайну, размеру шрифта и расшифровке сложных аббревиатур в этом случае являются существенными.

Также нужно помнить, что в соответ. с п. 10.3 ст. 38 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе», реклама на платежных документах для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе на оборотной стороне таких документов – запрещена. Единственное исключение – социальная реклама и справочно-информационные сведения.

Важным вопросом является поиск программной технологии, которая позволяет формировать структуру квитанций с учетом обязательных требований и рекомендаций. Здесь важны следующие возможности у такого рода программ:

  • возможность автоматически начислять плату за ЖКУ, в зависимости от внесенных показаний приборов, указанных тарифов, льгот и других параметров
  • автоматически собирать данные по платежам и учитывать эти суммы при начислениях
  • настраивать квитанцию исходя из особенностей дома (решений общего собрания), города, региона
  • возможность распечатки квитанций, а также выгрузки квитанций на сайт в личные кабинеты жителей, в мобильное приложение.
Готовое решение для РКЦ
Готовое решение для РКЦ

А сейчас приглашаем вас исследовать демо - версию расчетного центра https://sm-center.ru/uslugi-vychislitelnogo-czentra-zhkh 👀

Уровень предоставления услуг НИЦ Системы управления.
Уровень предоставления услуг НИЦ Системы управления.