Найти тему
Строительный мир

Подготовлены десятки проектов, потрачены сотни млн, но ни моста, ни тоннеля: Мессинский пролив и его вечная проблема

Оглавление

Вопрос соединения Сицилии посредством моста/тоннеля с континентальной Европой активно обсуждается на протяжении многих десятилетий. Однако жаркие споры инженеров, экономистов и политиков о типе конструкции, окупаемости проекта и его целесообразности до сих пор не привели к появлению масштабного объекта на территории Италии.

Со времен Римской империи

Сама по себе идея регулярной переправы существовала еще во времена Римской империи — тогда были разработаны и первые проекты. Если доверять сообщениям Плиния Старшего, в середине III в. до н.э. предпринималась попытка соорудить временный понтонный мост из бочек и лодок.

© Matthias Kabel / Wikimedia Commons / CC-BY-SA-2.5 (Деталь колонны Марка Аврелия в Риме, изображающая римские войска во главе с императором, пересекающие Дунай по лодочному мосту. Предположительно подобную конструкцию сооружали и через Мессинский пролив)
© Matthias Kabel / Wikimedia Commons / CC-BY-SA-2.5 (Деталь колонны Марка Аврелия в Риме, изображающая римские войска во главе с императором, пересекающие Дунай по лодочному мосту. Предположительно подобную конструкцию сооружали и через Мессинский пролив)

Спустя столетия, в 1840-х власти рассматривали возможность строительства моста — проводились соответствующие исследования, подготавливались чертежи. Но в итоге из-за дороговизны кампании от задумки пришлось отказаться. Тем не менее в следующие три десятилетия тема неоднократно поднималась на самом верху — шла работа над новыми проектами.

В 1870-м инженер Карло Навоне предложил альтернативный вариант — подводный тоннель. Однако приоритет отдавали мостовому сооружению, и в 1883-м был подготовлен детальный проект висячего пятипролетного моста, но и он остался на бумаге. То же случилось и с несколькими разработками довоенного времени.

150 новых проектов

В 1950-х при содействии американских специалистов шла работа над новыми проектами. Один из вариантов предполагал возведение сооружения с центральным пролетом свыше 1,5 км, что делало бы объект тогда по-настоящему уникальным. А в 1969 году был объявлен международный конкурс, в рамках которого в итоге на суд жюри представили почти 150 проектов. Лучшие работы отметили отдельным денежным призом.

Первого места тогда удостоились сразу шесть работ: погружной плавучий тоннель и пять мостов разного типа и конструкции. Но ни одна из концепций не воплотилась в жизнь. В 1981-м был сделан серьезный шаг на пути к реализации проекта — создана концессионная компания Stretto di Messina. Позднее объявили, что мост для автомобильного и железнодорожного сообщения Сицилии с Апеннинским полуостровом появится к 1994 году. Затем сроки перенесли на два года вперед, определившись и с окончательным вариантом — висячий мост с одним пролетом 3,3 км. Но все это снова затянулось на долгие годы.

Смена правительства — смена приоритетов

В первое десятилетие нового столетия вокруг проекта было немало шума. В октябре 2005-го провели тендер и определились с генеральным подрядчиком, но уже в следующем месяце правоохранительные органы сообщили, что итальянская мафия в лице «Коза Ностры» пытается сорвать реализацию проекта. О ее вмешательстве говорили давно, а в одной из песен 1970-х звучали слова, что «мост перекинут через пролив... если мафия одобрит проект».

Несмотря на трудности, в 2006-м власти активно выступали за стройку, но уже на следующий год новое правительство отменило проект. Тогда он оценивался примерно в €4 млрд. В 2008-м в стране были проведены досрочные выборы в парламент и вновь пришедший к власти Сильвио Берлускони посодействовал возобновлению работ в этом направлении.

© Kasper2006 / Wikimedia Commons / CC BY-SA 3.0 (Схема поперечного сечения моста через Мессинский пролив)
© Kasper2006 / Wikimedia Commons / CC BY-SA 3.0 (Схема поперечного сечения моста через Мессинский пролив)

В 2009-м даже приступили к подготовительным мероприятиям на участке. А построить мост пообещали к 2016 году. Но после 2011-го, когда состав кабинета министров снова изменился, от объекта опять решили отказаться — концессионную компанию Stretto di Messina ликвидировали в 2013-м.

А после все повторилось — круг замкнулся: приходит новое правительство и меняет решение прежнего. Так, в 2016-м Маттео Ренци, председатель Совета министров, вновь возвращается к идее мостового перехода на Сицилию. Но в том же году его правительство сменяется новым, а вопрос проекта повисает в воздухе.

Новая попытка — новые надежды

Летом 2020-го при Джузеппе Конте был обещан непредвзятый подход к рассмотрению возможности соединения Сицилии с материком, и дело вновь зашевелилось. При новом правительстве Марио Драги (с февраля 2021 г.) проект поддержали, объявив о подготовке к весне 2022 года технико-экономического обоснования — на эти цели выделили €50 млн.

Что касается моста с пролетом 3,3 км (общая длина — около 5 км), то этот вариант, остававшийся приоритетным долгие годы, вызвал массу споров в научном сообществе. Многие инженеры сомневались в безопасности подобной конструкции. Хотя на основе отдельных исследований в разное время делались противоположные заключения. В результате этот проект отклонили.

Не исключено, что построят не мост, а тоннель, проект которого в 2017-м разработал инженер Джованни Сакка. Хотя, оглядываясь назад, понимаешь: нет никаких гарантий, что утвержденный в будущем вариант станет окончательным, а объект через Мессинский пролив наконец построят. В стране по-прежнему нет единого мнения по этому вопросу.

© Edd48 / Wikimedia Commons / CC BY-SA 3.0 (Вид на пролив со стороны Сицилии)
© Edd48 / Wikimedia Commons / CC BY-SA 3.0 (Вид на пролив со стороны Сицилии)

Власти Сицилии в свою очередь в конце 2021-го публично поддержали инициативу. Против выступают разного рода экологические организации, считающие, что будущая конструкция окажет негативное влияние на экосистему. К тому же, строить мост или тоннель такого масштаба в сейсмически опасном регионе, по их мнению — рискованная затея.

За десятилетия было представлено немыслимое число проектов и потрачена значительная часть средств, но Сицилия так и не имеет регулярного наземного сообщения с материком. По данным Счетной палаты, за все время на разработку различных проектов и мероприятий, связанных с этим, потратили почти €1 млрд.

Почему боялись строить тоннель под Ла-Маншем: неудачная попытка реализации грандиозного проекта
Строительный мир22 января 2022