Найти в Дзене
Петр Власов

1МВ: Геральдика асов. Отрядные и личные эмблемы авиаторов Четверного союза

Оглавление
Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

ГЕРМАНИЯ

В Германии, как и во Франции, не было запрета «сверху» на индивидуальные раскраски машин. Поэтому любая эскадрилья и даже отдельные пилоты могли разрисовывать свои самолеты во все цвета радуги и изображать на них какие угодно сюжеты. Немецкие летчики, особенно истребители, очень широко пользовались этой возможностью, которой были лишены их британские оппоненты. С середины 1917 года в германских ВВС не осталось, пожалуй, ни одного сколь-нибудь известного пилота, чей самолет не выделялся бы яркой индивидуальной раскраской, надписью или рисунком, а самолеты, окрашенные в красный, черный, синий, желтый или другие отнюдь не маскировочные цвета встречались едва ли не чаще, чем машины, покрытые стандартным камуфляжем.

Как и летчики других стран, немцы пришли к необходимости создания отрядных отличий не сразу, а в связи с развитием истребительной авиации и увеличением числа самолетов в воздухе. С тех пор, как на одном участке фронта стали действовать по несколько германских эскадрилий, поддерживавших своих товарищей в становившихся все более массовыми боях, по окончании схватки все чаще возникала путаница. После головокружительного маневрирования в схватке многие летчики теряли ориентировку в пространстве, и то и дело пристраивались не к своей эскадрилье, в результате чего садились на «чужом» аэродроме, далеко от своей базы. Это становившееся постоянным нарушение «орднунга» и заставило практичных немцев начать разработку эскадрильных маркировок, которые с весны-лета 1917 года стали широко распространяться в кайзеровской авиации. Однако в отличие от англичан разработка отрядной маркировки шла не от высшего командования, а от командиров эскадрилий, что и породило невероятное многообразие расцветок и эмблем – в зависимости от вкуса или просто от сегодняшнего настроения одного человека.

Некоторые немецкие эскадрильи, избрав себе эскадрильную маркировку, придерживались ее до самого конца войны; другие отряды при смене типа самолета меняли и маркировку. Так, например, в Jasta-26 эскадрильная маркировка (чередующиеся широкие черные и белые вертикальные полосы по всему фюзеляжу самолета) не менялась с 1917 года до самого конца войны, на каком бы типе истребителей не летали летчики этого отряда. А вот в Jasta-4 она неоднократно менялась. В 1917 самолеты всех типов этого отряда маркировали диагональной черной полосой, обвивавшей фюзеляж от носа до хвоста. Но в дополнение к этой полосе на истребителях Pfalz хвостовое горизонтальное оперение покрывалось частыми узкими черными полосами, а на «Альбатросах» коки винтов и хвостовое оперение полностью окрашивались бирюзовым цветом. Когда же в начале 1918 года Jasta-4 получила трипланы, маркировка самолетов заметно изменилась. Капоты Fokker Dr.I получили унаследованный от «Альбатросов» бирюзовый цвет, в то время как на задней части фюзеляжа, стойках крыльев и самих крыльях стали чередоваться диагональные черно-белые полосы. А летом 1918 пересевшая на бипланы Fokker D.VII Jasta-4 опять сменила эскадрильную маркировку: теперь ее самолеты несли стандартный фабричный камуфляж, отличаясь от машин других отрядов только черными капотами двигателей.

-2

Отдельно стоит упомянуть знаменитый «Цирк Рихтхофена» - Jasta-11. В этой эскадрилье, собравшей наибольший «урожай» побед под командованием самого результативного аса 1-й мировой войны Манфреда фон Рихтхофена, отрядной маркировкой считался красный цвет. Им на истребителях «Альбатрос» и Fokker Dr.I покрывались капот мотора, стойки крыльев и шайбы колес шасси. Центр фюзеляжа и нижние крылья в 11-й эскадрилье сохраняли фабричный камуфляжный окрас. А под личную маркировку отводились вся хвостовая часть фюзеляжа, а так же верхнее крыло самолета. Их окрашивали различными цветами - по вкусу пилота данной машины. Часто это был прикладной цвет того пехотного или кавалерийского полка, из которого данный пилот перевелся в авиацию. Например, аэроплан Манфреда фон Рихтхофена имел красные хвостовую часть и верхнее крыло, так как это – отличительный цвет его бывшего 1-го уланского полка; те же места самолета его брата, Лотара, были желтыми – по цвету 4-го драгунского, в котором младший Рихтхофен служил до того, как стал летчиком. Но бывали и другие причины выбора цвета: например, белая хвостовая часть истребителя Ганса Вайсса являлась обозначением его фамилии («weiss» переводится как «белый»). Эта эскадрильная система, в которой на каждой машине сочеталось сразу несколько различных цветов при обязательном присутствии красного, и породила ту пестроту самолетов отряда, из-за которой Jasta-11 прозвали «Цирком Рихтхофена».

-3

А вот в противовес «пестроте» подразделений, которыми командовал фон Рихтхофен (Манфред в 1917 возглавил 1-й истребительный полк Германии – Geshwader-I, все эскадрильи которого тоже были богато расцвечены), командир Geshwader-II Рудольф Бертольд свел окрас всех самолетов своих Jasta к единообразию. Как только он стал командиром 2-го истребительного полка, весь «разнобой» окрасок входивших в состав JG-II эскадрилий был ликвидирован. Теперь все истребители этого Geshwader окрашивались в одинаковый синий цвет (цвет 3-го Бранденбургского пехотного полка, из которого вышел Бертольд), а эскадрильи отличались друг от друга утвержденным за каждым подразделением своим особым цветом капота двигателя. Но и при этом «чисто тевтонском», утвержденным командиром единообразии, все самолеты JG-II сохраняли индивидуальность – ведь каждый пилот наносил на борт фюзеляжа свою личную, не похожую на знаки других летчиков эмблему.

Все истребители JG.II имели синие фюзеляжи, различаясь по эскадрильям разной расцветкой капотов моторов. А вот личные эмблемы пилотов на бортах были крайне многообразны
Все истребители JG.II имели синие фюзеляжи, различаясь по эскадрильям разной расцветкой капотов моторов. А вот личные эмблемы пилотов на бортах были крайне многообразны

Кроме того, достаточно частым было явление, когда командиры подразделений преднамеренно нарушали на своей машине принятую в их эскадрилье окраску, чтобы выделить свой аппарат из общего числа самолетов. В эпоху отсутствия радиостанций на аэропланах это делалось для того, чтобы в круговерти боя остальные летчики легко находили своего командира и выполняли его распоряжения, подаваемые им различными жестами. Так, например, на рубеже 1917-1918 гг. Манфред фон Рихтхофен полностью покрыл свой триплан красной краской, что выделило его яркую, но однотонную машину на фоне пестрых самолетов Jasta-11, в составе которой он летал, даже став командиром полка. Командир Jasta-27 Герман Геринг для быстрого отличия его самолета подчиненными преднамеренно нарушил эскадрильную маркировку своего подразделения (желтые капот, задняя часть фюзеляжа и стойки крыльев), выкрасив эти места белой краской. В Jasta-4, самолеты которой летом 1918 несли камуфляжную окраску с эскадрильной маркировкой (черный капот двигателя) ее новый командир Эрнст Удет выделил свой самолет красным фюзеляжем и покрытым красно-белыми диагональными полосами верхним крылом.

-5

Но для выделения машин командиров и асов использовалась не только особая окраска их самолетов. Как уже говорилось, большинство немецких летчиков наносили на свои аэропланы индивидуальные эмблемы, и знаки наиболее успешных командиров и асов становились известны всем. Личных эмблем у немецких летчиков было такое множество, что описание этих знаков заняло бы целую книгу. Здесь же я привожу лишь эмблемы некоторых выдающихся асов кайзера.

-6

Хотя во всех военно-воздушных силах мира в то время отмечали эмблемами свои самолеты в основном истребители, в германской авиации бортовыми рисунками украшались и многие ударные самолеты – как небольшие аэропланы армейской поддержки, так и гигантские многомоторные бомбовозы стратегического назначения. Правда, в отличие от истребителей, по которым сегодня исследователи идентифицировали значительную часть принадлежавших пилотам эмблем, в ударной и бомбардировочной авиации этот вопрос освещен не столь подробно. Поэтому большинство фотографий и изображений «разрисованных» ударных самолетов все же не имеют указания, кто именно из летчиков летал на этих машинах…

-7

АВСТРО-ВЕНГРИЯ

В Австро-Венгрии долгое время не было истребительных подразделений, так как в ВВС этого государства вообще отсутствовали истребители. А ведь в годы 1-й мировой именно пилоты истребителей являлась главными создателями эскадрильной и личной маркировки.

Первые истребители в «лоскутной империи» (покупные германские) стали появляться в самом конце 1916, и только весной-летом 1917, после того, как к выпуску таких самолетов приступили и австрийские предприятия, начали формироваться истребительные эскадрильи. Летчикам этих отрядов, как и в других государствах, понадобилось некоторое время, чтобы осознать необходимость эскадрильных отличий, помогавших сохранению целостности строя подразделения в воздухе. Поэтому разработка отрядных маркировок началась только в конце 1917, а распространение их по подразделениям в основном пришлось уже на 1918 год (при этом похоже, что до конца войны система отличий так и не успела охватить все австрийские эскадрильи).

В известных сегодня примерах отрядной маркировки австро-венгерской авиации прослеживается определенная логика и система. Она заключалась в нанесении на самолеты охватывающих фюзеляж за кабиной пилота (реже в хвостовой части) полос различной ширины и цвета, на которых размещались или литеры, представлявшие собой первую букву фамилии пилота, или его личная эмблема, или (значительно реже) порядковый номер в эскадрилье.

Личные же эмблемы у пилотов Австро-Венгрии появились значительно раньше эскадрильной маркировки. Летчики «лоскутной империи» не меньше, чем их коллеги из других стран, любили украшать свои аэропланы различного рода рисунками, и мода наносить на самолеты личные эмблемы стала широко распространяться среди австро-венгерских пилотов еще с конца 1916 года, с появлением у австрийцев первых истребителей немецкого производства.

-8

ТУРЦИЯ

Если не считать «мощных» ВВС Болгарии, насчитывавших «в лучшие времена» не более двух десятков аэропланов, то из всех воевавших в 1-й мировой войне держав авиация Османской Империи была самой слабой. На пике своего развития – в конце 1915 года – она имела 81 пилота и 90 самолетов. Эти силы были сведены в 7 боевых и 2 резервные (учебные) роты. Каждая боевая рота Турции имела свой участок действий, на котором находилась только она одна. Это исключало путаницу в воздухе, и делало совершенно ненужной для турок разработку отрядных маркировок и эмблем.

И хотя, несмотря на слабость материальной части, турецкие ВВС показали себя достаточно эффективно во время Дарданелльской операции и в боях в Палестине, все их успехи были связаны с самолетами ударной авиации. Из-за малочисленности в Османской империи истребителей в турецких ВВС так и не появились асы – если не считать немецкого «ландскнехта» Ганса-Иоахима Буддеке. Присланный из Германии для обучения турецких летчиков, Буддеке, уже до этого сбивший на Западном фронте 3 самолета, весной 1916 принял участие в составе турецкой авиации в боях над Галиполийским полуостровом. Здесь он одержал еще 4 подтвержденные и 6 неподтвержденных побед, став единственным асом ВВС Османской империи (но никакими личными эмблемами он свой самолет не украшал). Турецкие же летчики, обученные Буддеке, добиться этого титула так и не смогли: многочисленная и качественно превосходящая турецкие ВВС авиация англичан и французов в период напряженных боев за Дарданеллы не позволила им одержать достаточного количества побед. А когда страны Антанты отказались от прорыва через этот пролив, воздушные бои на турецком фронте практически прекратились. Поэтому «немецкий турок» Буддеке остался первым и единственным воздушным асом Османской империи.

Самолет единственного аса ВВС Османской империи немца Ганса Буддеке не имел никаких индивидуальных эмблем; он нёс лишь турецкие государственные знаки
Самолет единственного аса ВВС Османской империи немца Ганса Буддеке не имел никаких индивидуальных эмблем; он нёс лишь турецкие государственные знаки

БОЛГАРИЯ

Как уже говорилось ранее, Болгария, вступившая в войну на стороне Германии в октябре 1915 г, имела в составе своих «ВВС» только один авиаотряд, в котором числилось всего 5 самолетов. Эти скромные силы после начала Болгарией боевых действий немцы «щедро» пополнили еще 3-мя (тремя!) немецкими самолетами. Правда, в следующем году Германия передала болгарам еще несколько аэропланов, точное число которых мне неизвестно. Но учитывая, что за всю войну личный состав болгарской авиации составлял не более 30 летчиков, а самолеты у болгар были в основном двухместными, вряд ли численность болгарских ВВС дотягивала даже до 20 аэропланов. Понятно, что при таком количестве техники разработка эскадрильных эмблем болгарской авиации вовсе не требовалась.

Самолеты болгарской авиации времен 1-й мировой войны – ну просто «чистые немцы»!
Самолеты болгарской авиации времен 1-й мировой войны – ну просто «чистые немцы»!

Тем не менее, несмотря на свою крайнюю малочисленность, болгарская авиация действовала довольно активно, совершив за время участия в войне 1272 боевых вылета и проведя 67 воздушных боев (угадайте с трех раз: против кого дрались «братушки» болгары, «благодарные» России за освобождение от османского ига?). Им даже удалось одержать в этих боях 3 победы, правда, ценой потери в воздушных схватках 6 своих самолетов (всего же за время войны в болгарской авиации погибли 11 аэропланов). Понятно, что при таких успехах асы в ВВС Болгарии не появились и, значит, выдумывать личные эмблемы, указывающие на исключительность пилота, было некому (во всяком случае, были ли у болгар самолеты с эмблемами, мне неизвестно).

Литература:

Munson Kenneth. Figters 1914-1919. Blandford press, 1976

Истребители Первой мировой войны. «Война в воздухе» № 85, 86. Периодическое научно-популярное издание. Редактор-составитель Иванов С. В. ООО «АРС»., 2001 г.

Кондратьев Вячеслав. Истребители первой мировой войны. М.: Московская правда, 1996

Обухович В.А., Никифоров А.Ф. Самолеты первой мировой войны. Минск: Харвест, 2003

Рохмистров В.Г. Авиация великой войны М: «Издательство АСТ»: ОАО «В30И», 2004.

Харук А.И. Бомбардировщики первой мировой войны. М.: Яуза: ЭКСМО, 2014.

Харук А.И. Истребители первой мировой войны. М.: Яуза: ЭКСМО, 2014.

Другие статьи канала по теме "1МВ. Геральдика асов":

1МВ: Геральдика асов. Опознавательные знаки аэропланов Антанты

1МВ: Геральдика асов. Опознавательные знаки аэропланов Четверного союза

1МВ: Геральдика асов. Отрядные и личные эмблемы авиаторов Франции и Великобритании

1МВ: Геральдика асов. Отрядные и личные эмблемы авиаторов России, Италии, Бельгии, США